Накануне Дня народного единства хочется подчеркнуть, что Жировичская земля во все времена была оплотом веры и надежным пристанищем для простых людей. Не секрет, что история движется по спирали, возвращаясь к определенным знаковым моментам, но уже на новом уровне развития. Внимательное изучение прошлого позволяет увидеть схожие события и явления, которые происходят и в наше время.
Веками Запад и Восток конкурировали друг с другом за влияние и ресурсы, имели отличия в культурных ценностях, религиозных верованиях и политических системах. И в наши дни мы видим напряженность между западными странами и постсоветскими государствами, особенно в геополитических отношениях, экономической конкуренции и идеологических разногласиях.
Сегодня мы на примерах увидим, что в истории агрогородка Жировичи были тяжелые, драматические периоды и только вера в Бога, в силу народного единства и высшие идеалы человечества позволяла нашим предкам жить, побеждать и строить светлое будущее.
ЦЕНТР РЕМЕСЕЛ
И ТОРГОВЛИ
В рамках краеведческой рубрики «TRIP-ТУР: проверено «СВ», посвященной особенностям внутреннего туризма и походам по Слонимщине и Беларуси, мы продолжаем наше виртуальное путешествие по Жировичам и хотим отметить, что к концу XVI века исторический центр местечка уже был сформирован.
Туристам будет интересно узнать, что рядом с каменным Успенским собором располагалась торговая площадь, которую окружали дома мещан и хозяйственные постройки. Здесь раз в году, на праздник Рождества Богородицы, проводились большие ярмарки, на которых местные жители и сельчане из окрестных деревень торговали «плодами рук своих»: пшеницей, рожью, ячменем, овсом, медом, ткацким полотном, лошадьми, волами, овцами, птицей и т.д.
Здесь можно было купить различные продукты местного кожевенного, гончарного и кузнечного производства. Много «импортных» товаров привозили еврейские, татарские и кабардинские купцы. У них можно было купить не только сермягу или тулуп, но и «плащи фалендышовые (из тонкого голландского сукна), шлямами лисими подшытые, капелюшы (шляпы), аксамитомъ подшытые, жупаны (кафтаны) бурнатные, лисами подшытые, жупаны утерфиновые, адамашковые узорыстые, кгрубрыновые, сиберками подшитые, з кшталтомъ злотокглавовымъ, кгермаки фалюндышовые, колпаки соболие, шубы куньи, лисие, бялокгловские сиберковые, з бобромъ, летники (верхняя женская одежда) канавацовые и шарлатовые, кошули бялокгловские, фарботами золотыми и перлами оправные, обрусы (полотенчатые головные уборы), поесы сребраныя» и т.д.
На ярмарках был широкий выбор ткани: «сукна голландские», «акъсамиты» (плотные, ворсистые, узорчатые ткани греческого происхождения, напоминающие бархат) и т.д.
Здесь можно было купить восточные ковры – «килимы и коберцы адямские и солгацкие», пряности и приправы – «шафран, гвоздику, цынамон, инбер, пепр и иншие коренья», а также ювелирные изделия – «перстеньки золотыя з дыяментомъ, колнеры перловыя (воротники отделанные жемчугом), брамки с пунталами и з форетами» (украшенные женские головные уборы) и т.д.
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ
Научные сотрудники Института истории АН БССР слонимчанка Нина Ивановна Зданович и брестчанка Алла Викторовна Квятковская, которые проводили археологические раскопки в сентябре 1982 года, выявили в Жировичах место первоначального поселения. Они нашли разнообразную кафельную плитку, которой облицовывали печи в XVI-XVIII веках. На всех фрагментах кафеля есть черты различных растений (стилизованных дубовых листьев, виноградных гроздей). Печи из такого материала были настоящими произведениями искусства и украшали интерьеры зданий. Более скромно выглядела найденная керамическая посуда: горшки разных размеров с ручками, части сковородок на трех ножках, кубков и тарелок. Попалась археологам и неожиданная находка – часть кубка из «каменной массы». Такие чаши производились на территории Германии и известны как «рейнская посуда». Раскопки показали, что кроме керамической, жители местечка пользовались и стеклянной посудой (бутылками, стопками, штофами и т.д.).
Приведенные факты свидетельствуют о том, что Жировичи в XVI-XVII веках были крупным местечком с развитой торговлей и ремеслами.
УНИЯ И СМУТНОЕ ВРЕМЯ
Нужно отметить, что в то время на умы людей влияли глобальные политические процессы: шла Ливонская война 1558-1583 годов, которая привела к тому, что в 1569 году была заключена Люблинская уния. Королевство Польское и Великое княжество Литовское объединились в новое конфедеративное государство – Речь Посполитую. В 1596 г. в Бресте была провозглашена церковная уния, по условиям которой все православные в Речи Посполитой должны были отказаться от своей веры и присоединиться к католической церкви.
Это был тяжелый период «отмены православной культуры», древнерусского языка и традиций предков, «обесценивание и расчеловечивание» всего, что принадлежало к «русскому миру». Все официальное делопроизводство, которое ранее велось на древнерусском (старобелорусском) языке, в первой четверти XVII веках переводится на польский язык.
Война, двуязычие, противостояние православной и католической церквей, влияние протестантизма – все это, создавало неопределенность, растерянность и напряжение в обществе. В стране постоянно вспыхивали крестьянские восстания, происходили столкновения на национальной и религиозной почве, поэтому важно было найти способ, объединить общество. Как известно, вводя унию между православной и католической церквями ВКЛ, власть предержащие считали, что единство национальной церкви – основа благополучия государства. Но они не учли те разрушительные процессы, которые уния принесла белорусскому народу.
ЕВРЕИ-АРЕНДАТОРЫ
И «ХИТРАЯ СХЕМА»
На примере Жировичей можно проследить ряд роковых событий, которые привели к катастрофическим последствиям. В эти годы неустойчивая военно-политическая ситуация в стране, засуха и неурожаи приводили к разорению многих некогда могущественных дворянских семей.
После смерти Ивана Александровича Солтана Жировичи сделались собственностью его сына Ивана. Чтобы избежать разорения, он разработал «хитрую схему»: заложить часть имения под крупную сумму денег, а через некоторое время припугнуть незадачливого арендатора и выгнать его из имения. С одним евреем такой «фортель» вышел, а другой – оказался шляхтичем.
В одном из документов «Актов Слонимского земского суда», поветовый эконом Станислав Рембевский сообщает, что 27 мая 1603 года, «арендатора Жировичского жида Моисея Лазаровича» люди Ивана Ивановича Солтана избили и выгнали из местечка.
«МОРОВОЕ ПОВЕТРИЕ»
В этом же году Солтан сдал поместье на 4 года в аренду еврею Ицхаку Михелевичу, с разрешения которого Жировичи наводнили торговцы-евреи, которые прибывали из разных уголков Европы и занесли на Слонимщину моровую болезнь, которая истребила почти половину населения местечка, принесла большие потери хозяйству.
В «Актовых книгах» говорится, что Ицхак Михелевич «напущавшы в двор Жыровицкий прыятелей своихъ, жыдов Слонимскихъ с поветрея морового на имя Евеля, Илью, Ошера, Бера, Ирша и сынов Кивиных – Якуба, Давида Кивичовъ и иншыхъ немало, которые… купуючы по селахъ волы, яловицы, козлы, бараны, гуси, куры, медъ, хмели и иншые речы, дворъ Жыровицкий и села при томъ дворе, то есть Литву, Залесе, Завершы, Русаково, Стеневичы и иншые села, заповетрыли», то есть заразили чумой.
УБИЙСТВО МИХЕЛЕВИЧА
Разозленный Иван Солтан 6 января 1605 года убил Михелевича и покалечил несколько его родичей. Слонимский суд своим решением лишил Солтана прав на Жировичское имение, которое передал в собственность жене убитого арендатора – Эстере Михелевич.
Эта трагическая цепь событий привела к тому, что в 1606 году слонимский подстароста Иван Мелешко выкупил у Эстеры ее часть имения, со всем имуществом и людьми, а затем, в 1618 году передал местечко Жировичи с православным монастырем и церквями униатскому ордену базилиан.
* * *
Подводя итог сказанному, хочется отметить, что противостояние между Западом и Востоком, человеконенавистничество, войны и гибель людей – все это явления, которые возникали в прошлом и, к сожалению, существуют в настоящем. Однако, главное отличие заключается в том, что сегодняшнее поколение имеет возможность изучать исторический опыт и делать активные, дипломатически выверенные шаги в преодолении напряженности в мире. А День народного единства пусть служит нам напоминанием о ценности мира, созидания и дружбы между народами!
Продолжение следует.