Главное управление МАРТ по Гродненской области постоянно контролирует соблюдение законодательства.
– Недавно в фермерских хозяйствах «Агро Антэй» Лидского района и «Иваново» Ошмянского района сотрудники МАРТ выявили факт, что при реализации плодоовощной продукции отпускные цены были повышены без предусмотренного законодательством согласования с Гродненским областным исполнительным комитетом, – рассказывает заместитель начальника главного управления МАРТ по Гродненской области Наталья Ухналевич. – Одно хозяйство продавало яблоки, второе – картофель, свеклу, морковь и капусту. Экономический суд Гродненской области привлек фермерские хозяйства к административной ответственности по части 3 статьи 13.2 КоАП в виде штрафа в размере пяти процентов стоимости реализованных товаров, что составило по фермерскому хозяйству «Агро Антэй» – 1,3 тысячи рублей, фермерскому хозяйству «Иваново» – 0,4 тысячи рублей. Постановления вступили в законную силу.
С торговыми надбавками, превышающими их предельный размер, установленный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 года № 713 «О системе регулирования цен», продавались безалкогольные напитки, макаронные изделия, соки и нектары, масло растительное и другие товары в сети магазинов унитарного предприятия «Угощение из Волковыска». Эти факты также выявила проверка МАРТ. Экономический суд Гродненской области привлек унитарное предприятие к административной ответственности по части 2 статьи 13.2 КоАП в виде штрафа в сумме более 3,3 тысячи рублей.
Только качественный и недорогой картофель
Картофель – наше все. Без него белорусу суп не сварить, второе не приготовить, гостей не встретить. За реализацией любимого клубня в торговых точках МАРТ следит особо пристально. С 10 по 21 марта контрольно-аналитические мероприятия прошли в 58 (!) торговых объектах Гродно и Слонима. Сотрудников МАРТ волновало наличие «второго хлеба», его цены и качество. Мониторинги показали, что картофель есть в каждом торговом объекте, его качество соответствует требованиям ГОСТа. Розничная цена за килограмм картофеля – от 1,05 до 1,10 рубля (и 2,99 рубля – мытого).
– 20 марта во время мониторинга киоска ИП Карч, расположенного в Гродно на улице Пушкина, мы выявили завышение розничных цен на плодоовощную продукцию, – рассказывает Наталья Ухналевич. – На тот момент цена свежего картофеля в киоске составляла 2 рубля за килограмм при установленной предельной максимальной розничной цене 1,10 рубля, свежих огурцов – 8 рублей за килограмм при установленной предельной максимальной розничной цене 7,28 рубля. Индивидуальный предприниматель получил рекомендации по устранению выявленных нарушений.
Всего с начала 2025 года сотрудники главного управления МАРТ по Гродненской области установили шесть фактов реализации плодоовощной продукции с превышением установленных предельных максимальных розничных цен, во всех случаях вручили рекомендации по устранению нарушений.
На стороне покупателей
– Цель проводимых нами контрольных мероприятий – повышение уровня торгового обслуживания, расширение ассортимента товаров, исключение случаев реализации товаров ненадлежащего качества – с истекшим сроком годности, – подчеркивает Наталья Ухналевич. – Такие мероприятия регулярно проводятся в областном центре и всей Гродненской области.
20-21 марта мониторинги прошли в восемнадцати торговых объектах и объектах общественного питания различных форм собственности в городе Слониме, а также выборочная проверка – в ЗАО «Юнифуд». В пятнадцати точках сотрудники МАРТ выявили нарушения по вопросам, входящим в их компетенцию, в трех – нарушения, создающие угрозу здоровью населения. В адрес предприятий незамедлительно выданы предписания о запрете реализации товаров с истекшими сроками годности.
Как положительный пример – организация торговли в магазине «Хлебнiца» филиала «Слонимский хлебозавод» ОАО «Гроднохлебпром», где широко представлена продукция отечественного производства, нет товаров с истекшим сроком годности, соблюдается законодательство о торговле. Эту торговую точку любят горожане, а потому свежая качественная продукция здесь не залеживается.
– Мониторинг работы торговых объектов продолжается, – подчеркивает представитель МАРТ.– Мы делаем все возможное, чтобы белорусский потребитель мог купить качественный доступный товар, а торговля работала «не за страх, а за совесть», повышая рейтинг у покупателей и завоевывая их доверие.