Одним из основных направлений контроля Комитета государственного контроля Гродненской области является вопрос соблюдения организациями законодательства при осуществлении государственных закупок, поскольку от того насколько правильно и прозрачно с учетом имеющейся конкуренции (потенциальных поставщиков) проведена государственная закупка зависит эффективность и обоснованность расходования бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов.
Результаты проведенных контрольных мероприятий подтверждают наличие в отдельных случаях посреднических структур «серых схем», которые исходят фактически только из принципа своего обогащения, не взирая на букву закона.
Так, одной из Гродненских фирм (посредническая структура) при оказании транспортных услуг бюджетным организациям за полтора года деятельности получен доход практически в один млн. руб., который в свою очередь потрачен на приобретение транспортных средств в их личных целях.
Зачастую у работников Комитета возникают вопросы к исполнению обязанностей членами комиссий, созданных в организациях для проведения процедур государственных закупок в соответствии с требованиями законодательства, которые должны не формально участвовать в процедурах государственных закупок, а проверять предложения участников процедур государственных закупок на их соответствие предъявляемым требованиям, оценивать и сравнивать предложения, определять одного или нескольких участников-победителей, отклонять предложения в случаях предусмотренных законодательством.
Так, например, в результате того, членами комиссии при рассмотрении поступивших предложений на их соответствие требованиям аукционных документов, в ходе проведения в организации «А» аукциона по закупке за счет средств районного бюджета вышивальной машины ориентировочной стоимостью закупки 10,8 тыс. рублей, не были отклонены предложения, не отвечающие конкретным техническим характеристиками закупаемого товара, за бюджетные средства была куплена вышивальная машина, не соответствующая техническому заданию.
Только за два последних года по результатам контрольно-аналитических мероприятий за нарушения законодательства о государственных закупках к административной ответственности привлечено более 200 чел.
Каждому руководителю организации и членам комиссий по проведению государственных закупок необходимо знать и руководствоваться основным документом – Законом Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», которым регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением государственных закупок, включая планирование государственных закупок, выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) и отношения, связанные с заключением, исполнением, изменением и расторжением договора.
В целях информационного и аналитического обеспечения государственных закупок создана и функционирует государственная информационно-аналитическая система, взаимодействие которой с иными государственными информационными системами, государственными информационными ресурсами, электронными торговыми площадками и торговыми системами товарных бирж обеспечивает формирование, обработку, анализ, контроль, хранение и предоставление информации о государственных закупках.
Информация, содержащаяся в государственной информационно-аналитической системе, является общедоступной с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защите информации, размещается и предоставляется безвозмездно с использованием официального сайта.
За нарушение порядка осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг) в соответствии со статьей 12.9 Кодекса Республики Беларусь предусмотрена административная ответственность, в том числе за нарушение заказчиком (организатором) предусмотренного законодательством порядка выбора процедуры государственных закупок в виде наложения штрафа в размере до пятнадцати базовых величин.

Поделиться
Перейти к содержимому