Система налогообложения становится ясной и простой для понимания и применения. Во многом благодаря использованию инновационных технологий – информационных, электронных и иных, составляющих основу цифровой трансформации этой сферы. Электронные технологии позволяют существенно упростить работу и налоговым инспекторам, и плательщикам. Как это происходит и какие новшества будут внедрены с 1 января 2020 года, в интервью «ГП» рассказала первый заместитель начальника инспекции МНС по Гродненской области Тамара Стасевич.

– На сегодняшний день уже более 85 процентов субъектов хозяйствования могут взаимодействовать с налоговыми органами в электронном формате, а это 31 тысяча организаций и индивидуальных предпринимателей. Для оказания электронных услуг создан ряд функционалов, позволяющих заполнять и передавать налоговые декларации в электронном виде. Внедрены разнообразные сервисы для поиска, передачи и обмена информацией, оформления документов в электронном виде, взаимодействия с банками.
– Знаю, что в этом году внедрена новая версия личного кабинета. Что изменилось?
– Переход на новую технологическую платформу позволил пользоваться сервисом на любых экранах, как на стационарных компьютерах, так и на смартфонах. Изменился дизайн сервиса, стало более удобно работать с документами, не покидая личный кабинет, пользоваться открытыми электронными сервисами налоговых органов. В новой версии личный кабинет плательщика стал единым для организаций, физических лиц и индивидуальных предпринимателей.
56fcdc0cda5a4ffdaaeae807668b68e2.jpg
Сейчас предложено три способа входа в личный кабинет. Организации, как и раньше, могут сделать это с помощью ключа электронной цифровой подписи (ЭЦП). Для физических лиц и индивидуальных предпринимателей предоставлена дополнительная возможность входа посредством мобильной ЭЦП или по логину-паролю. Необходимо отметить, что, используя вход по мобильной ЭЦП либо по логину-паролю, пользователь соглашается с тем, что защита конфиденциальной информации, передаваемой по сети Интернет, осуществляется без сертифицированных в Республике Беларусь средств защиты информации.
В зависимости от способа входа и типа пользователя автоматически выстраивается персональный функционал со своим набором сервисов и возможностей. Так, например, если предприниматель зашел по ключу ЭЦП, то ему будет доступен блок сервисов для субъектов хозяйствования. При этом, если он одновременно является плательщиком налогов с физических лиц, ему будет добавлен блок с сервисами для физических лиц.
Кроме того, есть ряд возможностей, доступных для всех плательщиков. Например, в разделе «Анкетирование» предлагается заполнить анкету для оценки качества оказанных налоговых и электронных услуг. Сервис «Документы из МНС» позволяет просмотреть документы, направленные инспектором плательщику в личный кабинет. Тут же можно записаться на прием к должностным лицам инспекции МНС. В разделе «Заявка на документы» в любой момент можно получить актуальную информацию из учетной системы налоговых органов, например, выписку из лицевого счета, сведения о задолженности, переплатах и пене, о произведенных зачетах, реестр платежей за определенный период, извещения на уплату земельного налога и налога на недвижимость для физических лиц. Также можно заполнить форму «Информация о договорах на оказание услуг в сфере агроэкотурзма» и направить ее в электронном виде в налоговый орган.
– Насколько активно наши граждане используют электронные сервисы?
– На сегодняшний день более 98 тысяч граждан получили свой логин-пароль и имеют возможность использовать личный кабинет. Около 400 физических лиц подали в 2019 году декларации по подоходному налогу в электронном виде. Отмечу, что наиболее значимое изменение в 2019 году произошло в личном кабинете в разделе «Декларации физических лиц». Появилась возможность получить предварительно заполненную налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц на основании сведений, получаемых налоговыми органами из различных источников. При необходимости гражданин может отредактировать проект декларации, введя дополнительные сведения или исправив заполненные графы декларации, сохранить документ и направить в налоговый орган.
scale_1200.jpg
– Многие по-прежнему обращаются непосредственно в налоговые инспекции, и предоставляемые там услуги также должны соответствовать высокому уровню обслуживания.
– Безусловно, и для этого внедряются новые формы и единые стандарты обслуживания плательщиков. Центры обслуживания плательщиков сегодня созданы в двух инспекциях области. За 10 месяцев 2019 года оказаны услуги 24 тысячам клиентов ЦОПа по Ленинскому району в Гродно и 17 тысячам – по Лидскому району.В таких центрах обслуживание ведется с применением системы электронной очереди. Организация ЦОПов позволила изменить подходы к обслуживанию плательщиков непосредственно в инспекциях. Начался постепенный уход от закрепления их за конкретными инспекторами и переход на экстерриториальный принцип обслуживания.
– А есть ли обратная связь с плательщиками? 
– В личном кабинете, заполнив анкету, можно оценить качество услуг. В ЦОПах это также можно сделать по пятибалльной системе. Кроме того, ежегодно проводятся независимые социологические исследования. Так, проведенное в декабре 2018 года исследование показало, что работу налоговых органов области высоко оценивают 84,8 процента респондентов, что на 9,4 процента выше, чем годом ранее.
– Каковы ближайшие планы по совершенствованию электронных сервисов?
– Постепенно будет расширяться функционал, доступный в личном кабинете. Так, уже в этом году стало возможным получить расширенную выписку из лицевого счета плательщика о начисленных и уплаченных налоговых платежах в бюджет. Причем доступна и расшифровка итоговых данных по поступлениям в добровольном порядке, по платежным требованиям, от дебиторов, зачетных операций в счет уплаты других налогов и так далее в разрезе сумм и дат операций.
laptop-2557586_1920.jpg
В ближайшей перспективе планируется внедрить новые сервисы: «Узнать об электронном обращении» и «Узнать об административной процедуре». Также будет предложен сервис «Подать жалобу», а значит, каждый сможет отправить в налоговый орган жалобу в электронном виде по установленному формату.
– 16 октября 2018 года Президент Беларуси подписал Указ №414 «О совершенствовании безналичных расчетов», направленный на упрощение процедуры исполнения денежных обязательств. Какие изменения в связи с этим ожидают налоговые органы?
– С 1 января 2020 года в стране начнет функционировать новая автоматизированная информационная система исполнения денежных обязательств (АИС ИДО). Внедрение ее позволит реализовать один из этапов цифровой трансформации экономики страны, предусмотренной Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы.

Система позволит оперативно осуществлять взыскание неисполненных денежных обязательств, исключит случаи многократного списания одной и той же суммы денежных средств со всех счетов должников, сократит документооборот между налоговыми инспекциями и банками. Кроме того, налоговый орган посредством АИС ИДО сможет отозвать платежное требование либо уменьшить сумму неисполненного денежного обязательства по платежному требованию, а также приостановить его исполнение. Система будет работать в режиме реального времени, а погашение задолженности будет производиться со всех банковских счетов должника и в любых видах денежных средств.

“ГП”
Поделиться
Перейти к содержимому