Когда запустят станцию?
– Владимир Ильич, приему граждан предшествовало заседание штаба по сооружению Белорусской АЭС, которое проходило под вашим руководством. По вашей оценке, как идет процесс строительства? Есть ли какие-то проблемные вопросы, которые не решаются или решаются сложно?
– К проблемам можно отнести то, что в 2016 году при перемещении уронили корпус реактора. Генподрядчик заменил его безо всяких оговорок, но в связи с этим немного сдвинулся срок ввода первого энергоблока: он планировался на ноябрь 2018 года, теперь отнесен на декабрь 2019 года. Второй энергоблок и в целом станцию мы запустим в середине 2020 года.
На стройплощадке все идет по графику. Сейчас ведется строительство одновременно 142 различных объектов, начиная от ядерного острова и заканчивая вспомогательными службами и помещениями. В июле мы заканчиваем строительно-монтажные работы. В начале марта следующего года в первый энергоблок должны загрузить ядерное топливо, к концу июля – закончить пуско-наладочные работы и запустить первый блок, чтобы к концу 2019 года выйти на его проектную мощность. А 1 июля 2020 года планируем запустить второй энергоблок. Задача, конечно, напряженная , но абсолютно реальная.
Кто заселится в «строительные» квартиры?
– Строительство города энергетиков также находится под вашим пристальным контролем или за это отвечают другие люди?
– Конечно, я в первую очередь отвечаю за строительство АЭС, но станция без города энергетиков существовать не может. Когда президент в первый раз прилетел на площадку строительства Белорусской АЭС, он, выйдя из вертолета, поставил задачу совершенно четко: эта станция должна быть самой надежной, самой современной и самой дешевой. А Островец должен стать самым красивым районным центром страны. И мы стараемся это делать. Параллельно со строительством станции городской поселок Островец превращается в современный город. Мы сразу поставили задачу: строители должны жить в нормальных условиях – после смены принять душ, выспаться, отдохнуть, посмотреть телевизор. Поэтому в соответствии с графиком строительства станции и с его опережением вводилось жилье в новых микрорайонах, оборудованное всем необходимым. Параллельно возводится социальная инфраструктура: детские сады, школы, спортивные сооружения, больница.
Когда строители уйдут, в построенных для их нужд домах будет сделан освежающий ремонт – и эти квартиры смогут на льготных условиях купить те, кто работает на станции или около станции. Соответствующий указ Президента подписан. В качестве арендного жилья эти квартиры смогут получить и другие специалисты, не работающие на АЭС.
В Островце будут решены и транспортные вопросы. Недавно принято решение о том, что работников станции подвозить на работу будет новый современный вид транспорта – электробусы. По Минску уже ходит 20 таких. Электробусы доказали свою эффективность – это экологически чистый транспорт, для него не надо, как для троллейбусов, ставить столбы вдоль дороги, они процентов на 15 экономичнее троллейбусов. Сам бог велел, имея свою атомную электростанцию, развивать электротранспорт!
Будут ли льготы на электроэнергию?
– Многих жителей района интересует вопрос: будут ли преференции населению на оплату электроэнергии?
– Нет. Преференции планируются для реального сектора экономики, который сильно перегружен. К примеру, два автомобильных гиганта – белорусский МАЗ и российский КамАЗ, которые работают на одних и тех же евразийских рынках, покупают электроэнергию по разной цене: МАЗ платит 11 центов за киловатт-час, а КамАЗ – 4,5 цента. Думаю, не стоит объяснять, чья продукция будет более конкурентоспособная на рынке? И это касается не только этих предприятий.
Второй момент: нам нужно постепенно уходить от перекрестного субсидирования. В Беларуси сегодня самый низкий тариф на электроэнергию для населения. На Западе население платит за электроэнергию в 2-3 раза больше, чем промышленные предприятия. Например, в Германии около 8,5 цента за киловатт-час платит промышленный производитель, а население – около 27 центов. А у нас наоборот: 11,5 цента платит тот же МАЗ, а частные потребители – около 5 центов. Поэтому тариф для населения постепенно будет подниматься , конечно же, не с бухты-барахты, а по мере роста реальной заработной платы. Люди должны оплачивать реальную стоимость этого киловатт-часа – сегодня же население оплачивает около 80 процентов от себестоимости электроэнергии, газа – и того меньше: около 43 процентов.
Ставится задача – дать возможность «раскрутиться», заработать реальному сектору экономики. В этом случае выиграют и люди. Ведь, если предприятие будет работать эффективно, внедрять новые технологии, продавать продукцию на экспорт, тогда и у людей будет достойная зарплата. А рост благосостояния человека всегда был в приоритете нашей государственной политики.