– Прошедший год был непростым, но, несмотря на это, удалось не допустить падения экономики в регионе, – подчеркнул председатель облисполкома Владимир Караник. – ВРП выполнен на уровне 100,1%. Рост показало сельское хозяйство, которое в некоторой мере компенсировало определенные снижения в сферах транспорта и услуг. В условиях 2020 года неплохо сработала промышленность – рост 1,4%. Сегодня предстоит провести углубленный анализ, не списывая все на пандемию, найти объективные причины снижения и наши недоработки, которые нужно исправить в нынешнем году. Положительные тенденции также важно проанализировать, чтобы лучшие подходы и практики расширить и внедрить во всех районах области.Инновации и работа на прибыль
В прошлом году значительно вырос экспорт сырья, но, чтобы активными темпами развивать экономику, на полки магазинов нужно выходить с высокомаржинальной продукцией, отметил Владимир Караник. Он акцентировал внимание на том, что любой проект в производстве должен иметь четкие расчеты и хорошо проработанные бизнес-планы. Все финансовые вложения в модернизацию предприятий должны иметь отдачу.
– Результаты Гродненского региона по сравнению с другими областями во многом впечатляющие, – отметил первый заместитель министра экономики Юрий Чеботарь. – Гродненщина впереди по основным сельскохозяйственным показателям. За пятилетку в полтора раза регион вырос по производству продуктов питания, в 3,5 раза – и по производству продукции деревообработки. Действительно остаются некоторые вопросы с экспортом высокомаржинальной продукции, а также необходимо выработать алгоритм работы со слабыми неплатежеспособными предприятиями.
Постепенно такие предприятия планируют перепрофилировать, а рабочих перераспределить на новые высокотехнологичные производства, которые в новой пятилетке поставлена задача создать в каждом районе.
– Люди на Гродненщине действительно умеют работать, что видно исходя из многих показателей, поэтому, уверен, с проблемными моментами удастся справиться, – отметил заместитель премьер-министра Беларуси Александр Субботин. – Будем активно сотрудничать и совместно искать наиболее целесообразные решения.
Было акцентировано внимание также на выпуске инновационной продукции в регионе, развитии мелкосерийного инновационного производства. В скором времени в Гродно завершится строительство Технопарка. На площадки объекта планируют по максимуму привлекать прогрессивные стартапы и производственные бизнес-проекты.
Проекты с отдачей
Ушедший 2020 год был завершающим в пятилетке. Несмотря на трудности, по большинству показателей предыдущие пять лет для реального сектора экономики региона в целом оказались достаточно успешными. Прирост ВРП к уровню 2015 года составил 5%. Положительное внешнеторговое сальдо за пятилетку превысило 2,5 миллиона долларов. География экспорта расширилась более чем на два десятка стран. Производство промышленной продукции за пять лет увеличилось на 14%.
– Развитие реального сектора экономики позволило направить значительные ресурсы на социальную сферу: строительство детских садов, школ, объектов здравоохранения, физкультурно-оздоровительных и спортивных комплексов, домов семейного типа. Была проведена реконструкция областной филармонии. Благодаря выполнению Госинвестпрограммы приобрел новый облик город атомщиков Островец: здесь активно возводилось жилье, объекты социальной инфраструктуры, – отметил заместитель председателя облисполкома Виталий Невера.
– Все мы знаем, какие решения были приняты на VI Всебелорусском народном собрании, – отметил министр финансов Юрий Селиверстов. – Поставленные задачи каждый из нас стремится выполнить, но для этого на развитие всех отраслей экономики, реализацию любых проектов нужно смотреть взвешенно, обоснованно, максимально исключив излишества. Кроме того, нужно учитывать, что пандемия в мире продолжается, рынки открываются не настолько быстро, как хотелось бы. Денежные средства должны вкладываться исключительно в те инициативы, которые будут иметь реальную просчитанную отдачу.
Главная статья расходов – социальная сфера
Бюджет области в прошлом году выполнен с профицитом: доходы превысили расходы почти на 29 миллионов рублей, что позволило рассчитаться по кредитам, в полной мере выполнить все социальные обязательства и Госинвестпрограмму в сфере строительства жилья и объектов инфраструктуры.
К слову, на социальную сферу – образование, здравоохранение, культуру, спорт и социальную политику – было направлено 67,7 % доходов. При этом в структуре бюджета только 26,2% – подоходный налог, остальные расходы на социальную сферу компенсирует государство из других источников.
– Становится очевидным: чтобы выполнять все свои социальные обязательства, нам необходимо обеспечить рост реального сектора экономики, а также повысить собираемость налогов. Налоги нужно платить, и это тот постулат, который нигде в мире не обсуждается, – подчеркнул председатель облисполкома Владимир Караник.
В финансировании социальной сферы в целом тенденция сохранится: 67,5% бюджета области будет направлено, в том числе на строительство детских садов, школ, медицинских учреждений. В Гродно начнется проектирование новой больницы. Будут выделены деньги на реконструкцию больничных учреждений в областном центре и различных районах области.
Дополнительных расходов потребует борьба с пандемией. Так, к примеру, медикам и соцработникам на выплату стимулирующих доплат за работу в условиях инфекции в 2021 году в бюджете предусмотрено 10 миллионов 500 тысяч рублей. В то же время, как отметил губернатор, выплаты так называемых «ковидных» надбавок должны быть обоснованными, распространяясь только на тех, кому действительно пришлось тесно работать с больными коронавирусом.
– Надеемся, что ограничения, связанные с пандемией, будут поэтапно снижаться и у нас появится возможность вновь обеспечить рост таких направлений, как транспорт, логистика, туризм, сфера услуг, – добавил губернатор. – На фоне пандемии туристическая отрасль просела, тем не менее, в этом направлении нужно продолжать работать на перспективу. Важно понять портрет своего туриста, чтобы создавать и предлагать именно те туристические услуги гостям, в которых у них действительно есть потребность.
Свою роль в продвижении туруслуг должна сыграть правильная рекламная и маркетинговая стратегия, и если раньше ставка делалась на иностранных гостей, то сейчас все больше внимания будет уделяться развитию внутреннего туризма.