Витольд Пестис: «Развитие науки и кадровый потенциал АПК важно обсудить на Всебелорусском народном собрании»

 

Витольд Пестис, ректор Гродненского государственного аграрного университета:

– Всебелорусское народное собрание – важнейшее событие, задающее направления и темпы развития нашей страны. Мне посчастливилось представлять Гродненщину на всех пяти предыдущих народных форумах, высокое доверие быть делегатом оказано и ныне. Могу сказать, что масштабные задачи, которые ставились перед государством и обществом, всегда получали реальное воплощение и служили продвижению вперед, неуклонному улучшению качества жизни людей. Весомые плоды приносила в том числе и всенародно выверенная государственная аграрная политика, такие ее направления, как внедрение передовых технологий, поддержка инициативных руководителей, забота о решениях форума служили ориентиром и для нашего вуза, перед которым стоит задача научного и кадрового обеспечения отрасли. Несомненно, о развитии науки и кадровом потенциале пойдет речь и на предстоящем Всебелорусском народном собрании. Ведь всегда впереди находится то общество, которое по уровню образования и научной мысли опережает других.

Ученый – главный союзник производителя во всех отраслях и тем более в аграрной, которая в первую очередь решает вопросы продовольственной безопасности страны. Сегодня Гродненский государственный аграрный университет нацелен на научные поиски во многих направлениях и, что особенно важно, на внедрение разработок в производство. Ряд наших научных структурных подразделений, например, отраслевая лаборатория ДНК-технологий по значимости и эффективности научных исследований соответствует мировому уровню, их качество подтверждают международные сертификаты. Как важнейшую воспринимаем задачу, которая определена и в проекте Программы социально-экономического развития на ближайшее пятилетие – активнее предлагать новинки производству, как можно скорее их патентовать и внедрять. Возможно, стоит обсудить, как сделать путь новшества от лаборатории или опытного поля до реального использования производителем продукции максимально короче, как убрать все те условности и проволочки, которые на нем возникают.
Много интересных предложений, в том числе по развитию высшей школы, прозвучало во время диалоговых площадок. Меня особенно порадовало, что упор был сделан на инициативность, на личный вклад каждого в развитие страны и общества. Диплом о высшем образовании должен получить человек, не только обладающий большим объемом знаний и практических навыков, но и настроенный действительно состояться в профессии, думать о будущем отрасли, заботиться о людях. В этом, считаю, большую роль играет практикоориентированное обучение. У нас в вузе для студентов созданы все возможности постичь основы производства не только теоретически, но и, что называется, прощупать руками, научиться ориентироваться в современных условиях развития отрасли. Этому служит наш университетский Центр практической подготовки, где используются современные компьютерные технологии и передовые методы ведения хозяйства непосредственно на полях и фермах. Именно владеющие ими специалисты нужны сегодня аграрной отрасли. В то же время, проходя практическое обучение на производстве, молодые люди видят перед собой пример руководителей лучших хозяйств страны, могут перенять их бесценный жизненный опыт.

Еще одна задача для вуза, в том числе для вузовской науки, – привлечь таланты на преподавательскую и научную стезю. Надо вместе подумать, как сделать ее для наших молодых людей более привлекательной. Это и финансовое стимулирование, и создание условий для работы, и возможность быстрее воплотить свои идеи. Молодежь сегодня стремительно движется по жизни, и отдаленная перспектива, к примеру, получения ученой степени нередко сказывается на желании талантливых ребят после получения диплома оставаться в вузе. Конечно, когда для них открыты такие научные центры, как научно-исследовательская лаборатория, лаборатория ДНК-технологий, биотехнологический центр по репродукции сельскохозяйственных животных , то глаза горят и желание сказать свое слово в науке возрастает многократно. Важно и то, что поддерживают молодых старшие коллеги, вузовский институт наставничества способствует закреплению талантливых выпускников в родном университете.

Будущее аграрной науки и сельскохозяйственного производства – за молодежью трудолюбивой, целеустремленной, грамотной. Радует, что государство стимулирует приток такой молодежи: вчерашние школьники все активнее делают выбор в пользу агарных профессий. Думаю, что профориентационное, воспитательное и другие направления молодежной политики станут темой для разговора на предстоящем всенародном форуме.

Поделиться
Перейти к содержимому