В настоящее время права и обязанности велосипедистов как участников дорожного движения, а также правила движения велосипедистов по дорогам Республики Беларусь регламентированы Правилами дорожного движения, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь.
Кто такой велосипедист и что такое велосипед?
Велосипед, согласно ПДД, это транспортное средство, за исключением инвалидных колясок, которое имеет не менее двух колес и приводится в движение мускульной силой человека (людей), находящегося на (в) нем, в частности при помощи педалей или рукояток.
К велосипеду приравниваются аналогичные по конструкции транспортные средства, имеющие электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, и максимальную конструктивную скорость движения, определенную его технической характеристикой, не более 25 км/ч либо иной двигатель с аналогичной характеристикой.
Где можем двигаться?
Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствий и опасности для пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движения велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края при этом, выезд далее 1 метра от правого края проезжей части дороги допускается лишь для объезда препятствия и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота.
Как ехать в темное время суток?
При движении по дороге в темное время суток и (или) при ее недостаточной видимости на велосипеде должны быть включены спереди фара (фонарь), излучающая белый свет, сзади – фонарь, излучающий красный свет. При этом вне населенных пунктов велосипедист ДОЛЖЕН быть одет в ОДЕЖДУ ПОВЫШЕННОЙ ВИДИМОСТИ со световозвращающими элементами (за исключением движения по велосипедной дорожке).
Велосипедист обязан:
Пересекать проезжую часть дороги по велосипедному переезду или велосипедной дорожке, а при их отсутствии – по пешеходному переходу, на перекрестке по линии тротуаров или обочин, НЕ СОЗДАВАЯ ПРЕПЯТСТВИЙ ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ ПЕШЕХОДОВ. При пересечении проезжей части дороги велосипедист ВПРАВЕ НЕ СПЕШИВАТЬСЯ.
При подъезде к пересечению с проезжей частью дороги велосипедист должен заблаговременно снизить скорость движения и, убедившись, что выезд на проезжую часть дороги безопасен, ПЕРЕСЕКАТЬ ЕЕ СО СКОРОСТЬЮ ИДУЩЕГО ШАГОМ ПЕШЕХОДА.
Что запрещено?
Велосипедисту запрещается:
– использовать технически несправные велосипеды, а также оборудованные с нарушением установленных требований;
– двигаться по проезжей части дороги, обочине в условиях снегопада и (или) гололедицы;
– перевозить пассажиров, за исключением детей в возрасте до семи лет в велосипедном шлеме на дополнительном специально оборудованном сидении;
– перевозить грузы, выступающие более чем 0,5 метра по длине или ширине за габариты велосипеда, а также грузы, мешающие управлению велосипедом;
– управлять велосипедом детям до 14 лет на дороге без сопровождения совершеннолетнего лица. Данное требование не распространяется на жилые и пешеходные зоны, тротуары, велосипедные и пешеходные дорожки;
– буксировать велосипед или велосипедом, за исключением велосипедного прицепа промышленного производства.
За нарушение велосипедистом Правил дорожного движения на территории Республики Беларусь установлена административная ответственность, предусматривающая штраф в размере от 1 до 3 базовых величин для трезвого велосипедиста и от 3 до 5 – для находящегося в состоянии опьянения.
Госавтоинспекция – о непонятных ситуациях с электровелосипедами и электросамокатами: что такое средство персональной мобильности, а что такое мопед?
В условиях широкого распространения средств персональной мобильности, приводимых в движение электродвигателем, в целях обеспечения безопасности дорожного движения и выработки единых подходов в правоприменительной практике для отнесения соответствующего устройства к категории транспортных средств необходимо руководствоваться следующими критериями:
– номинальная максимальная мощность электродвигателя в режиме длительной нагрузки – более 0,25 кВт;
– максимальная конструктивная скорость движения, определенная его техническими характеристиками – более 25 км/ч;
– конструкция аналогична мототранспортному средству (двух- или трехколесное транспортное средство, наличия руля мотоциклетного типа, мотоциклетной посадки и т.п.).
При наличии одновременно всех вышеуказанных критериев, такое устройство необходимо приравнивать к транспортному средству соответствующей категории (в зависимости от величины указанных характеристик).
В свою очередь в последнее время участились случаи выдачи продавцами документов на реализуемый электротранспорт, в которых указаны ложные сведения о максимальной скорости движения таких устройств. В данном случае при наличии сомнений в достоверности указанной величины в имеющихся у лица документах (имеющиеся сведения в сети Интернет, ответы производителей и т.п.) достаточными является наличие двух критериев – номинальной максимальной мощности электродвигателя в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и аналогичной мототранспортному средству конструкции.
Лица, управляющие такими транспортными средствами, должны участвовать в дорожном движении с учетом требований ПДД, предъявляемых для соответствующей категории участника дорожного движения (водитель мопеда или мотоцикла). При этом обращаем внимание, что в большинстве своем такие транспортные средства не подлежат государственной регистрации. Так, в соответствии с абзацем первым части второй пункта 3 Положения о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия их с учета и внесения изменений в документы, связанные с государственной регистрацией транспортных средств, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2002г. № 1849,-
регистрационные действия в регистрационных подразделениях осуществляются в отношении иных механических транспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания 50 и более куб. сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя 4 кВт.
Устройства, конструкция которых не соответствует мототранспортным средствам, то есть всевозможные гироскутеры, сигвеи, моноколеса и прочие подобные устройства, следует однозначно относить к средствам персональной мобильности, независимо от иных технических характеристик.
Не только соблюдение Правил дорожного движения, но и развитие у себя чувств ответственного поведения за рулем, тренировка внимательности и собранности на дороге – всё это вместе поможет в поездке как на мотоцикле, так и на велосипеде.
Заместитель начальника межрайонного отдела ГАИ Воронько Н.Н.