– Интерес к ШОС со стороны Главы государства, Министерства иностранных дел был уже очень давно, к вступлению в эту организацию Беларусь шла 14 лет. Для нас это важно, потому что Шанхайская организация сотрудничества в самом начале объявила о том, что в межправительственных отношения стран-участниц есть два важных направления – сфера безопасности и торгово-экономических отношений. Это всегда серьезно интересовало Беларусь.
Принципом шанхайского духа является то, что отношения между странами-участницами строятся на основе взаимного уважения и равноправия, на проведении переговоров и консультаций по наиболее важным вопросам. Надо понимать, что государства, входящие в ШОС, действительно очень разные по историческому прошлому, культурному наследию, экономическому развитию. Но вышеозвученные принципы являются для них объединяющим фактором.
Беларусь с 2010 года выступала в роли наблюдателя, затем в роли партнера ШОС. Для того, чтобы вступить в организацию, нам нужно было принять ряд законодательных актов – порядка 40 документов, регламентирующих международные договоры. Наша страна стала членом в ШОС не просто, чтобы заявить об этом на политической арене, а для того, чтобы предложить свои возможности для сотрудничества и получить определенные преференции. Когда мы изучали документы, которые готовились для вступления, конечно, исходили из национальных интересов. Сегодня страны Запада отказываются от принципов доверия, равноправия, взаимовыгодного сотрудничества, пытаются диктовать свои условия другим государствам. Эта позиция для нас неприемлема. А вот позиция равноправного членства подразумевает, что в рамках ШОС Беларусь может как осуществлять взаимовыгодную торговлю в обоих направлениях, так и участвовать в принятии мер по укреплению безопасности. Выступая в Астане на заседании ШОС, Президент Беларуси именно на эти вопросы обратил внимание. Основная суть выступления Главы государства сводилась к двум темам. Первое – всем без исключения государствам должна быть гарантирована безопасность и не должно быть военных, экономических угроз. Второе – срочно нужно принять меры, чтобы избежать недостатка продовольствия в странах, где это наблюдается. Следует понимать, что дефицит продовольствия глобалистами создан искусственно. Им выгодно увеличивать цены на свою продукцию и получать экономическую выгоду от этого. Беларусь же выступает за отмену санкций, за то, чтобы белорусское продовольствие могло поступать в страны, которые в нем очень нуждаются. Из-за западных барьеров, к сожалению, эти возможности ограничены.
В целом следует позитивно относиться к тому, что в мире появляются новые организации стран большинства, которые начинают заявлять о себе. Потому что до определенного периода страны меньшинства, которые взяли на себя роль гегемона, пытались диктовать остальным свою политику в области безопасности, торговли, экономики. Это неправильно. Не может меньшинство превалировать над интересами большинства. Для этого нам и нужно объединяться – чтобы укреплять свои позиции. Но самое главное – объединять свои потенциалы для достижения общих целей. У Беларуси есть все возможности для того, чтобы воспользоваться потенциалом ШОС для собственного развития.