Беседа с председателем Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Валентином Семеняком об адаптации законов к обновленной Конституции, активности белорусского общества и условиях устойчивости белорусского государства.


«До последнего момента шло совещание с народом»

— Валентин Михайлович, на вашу парламентскую деятельность пришелся уникальный опыт работы над проектом обновленной Конституции Республики Беларусь. Расскажите о главных результатах этого опыта.

— Я работал в составе конституционной комиссии. И когда мы работали над содержанием Основного Закона, практически на каждом заседании обращал внимание коллег на то, что нам нужно внести изменения, которые никоим образом не ухудшат ситуацию в стране, чтобы не отказаться от того, что работает, что доказало свою эффективность. Если мы вносим изменения в законодательство, то необходимо понимать их последствия, то, как они будут работать.

Основным моментом, позволившим реализовать такой подход, стало то, что на всех этапах подготовки проекта обновленной Конституции мы, депутаты, активно взаимодействовали с нашими избирателями, с трудовыми коллективами, гражданами, общественными объединениями, политическими партиями. Потому что еще задолго до создания Конституционной комиссии постоянная комиссия Палаты представителей по государственному строительству и местному самоуправлению аккумулировала все предложения, а мы собрали их около пяти тысяч, распределили по всем разделам, и когда конституционная комиссия работала, методика была такая: сначала анализировали то, что предлагают граждане, а потом выслушивали предложения членов Конституционной комиссии. И до последнего момента, до вынесения на референдум, шло совещание с народом.

Это очень важно, потому что отдельные позиции, которые Конституционная комиссия сочла необходимым внести, люди не поддержали, и от них пришлось отказаться. В частности, положение о том, что граждане обязаны заботиться о собственном здоровье. Так предложили люди, но когда пошло более широкое обсуждение, возникла обеспокоенность, что такое положение может привести к принудительным действиям и отказу от бесплатного медицинского обслуживания. Поэтому на совещании у главы государства данный вопрос подняли, президент предложил Конституционной комиссии еще раз подумать, и мы решили отказаться от такой формулировки и заменили ее другой: «Граждане Республики Беларусь заботятся о собственном здоровье». Это призыв к более чуткому отношению к собственному здоровью.

Сегодня, в соответствии с переходными положениями Основного Закона, который был принят на референдуме, стоит задача имплементации новаций Конституции в законодательные акты. К февралю 2024 года мы должны такую работу завершить. По нашим подсчетам, около 100 законопроектов необходимо пересмотреть. Требование Президента: качество законотворческой работы должно быть высоким, чтобы законы не переписывались ежегодно. Это нас обязывает не только учитывать необходимость имплементации норм Конституции в законодательство, но и те реалии практики применения законов, которые на сегодняшний день есть. Работа здесь большая, важная и обстоятельная.

И теперь, когда мы работаем над упомянутыми законодательными актами, ведем совещание с народом. В общем, в практике депутата Палаты представителей каждый законопроект, который появляется в нижней палате парламента, до того, как выносить его в Овальный зал, мы обсуждаем его в округе, советуемся с людьми. Это позволяет избежать определенных ошибок, ведь мы не можем все предвидеть. Самый яркий пример — обсуждение двух резонансных законопроектов: «О Всебелорусском народном собрании» и Избирательного кодекса. Когда мы анализировали предложения по изменениям в Конституции, большинство их касалось именно этих двух отраслей деятельности нашего государства. Люди интересовались, как будет работать орган, который сейчас получает конституционный статус. События 2020 года привлекли внимание к избирательным процессам. Важно, что практика всенародного обсуждения Основного Закона сейчас транслируется на законодательные акты.

— Над какими законопроектами работает ваша комиссия в данный момент?

— На рассмотрении в нашей постоянной комиссии находится законопроект об изменениях в Закон «О Национальном собрании Республики Беларусь». Это мой авторский закон в соавторстве с членом Постоянной комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению Еленой Станиславовной Потаповой и в тесном взаимодействии с Советом Республики. Мы его подготовили и провели первое чтение. Он влечет за собой изменения в остальные законы, в частности, в Закон «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь», есть взаимосвязь с законами, регламентирующими местное самоуправление, с Избирательным кодексом и другими.

Основные новеллы проистекают из Конституции: пятилетняя каденция депутатского корпуса, выборы в единый день голосования, перераспределение полномочий от президента к парламенту, от парламента к Всебелорусскому народному собранию и так далее.

Также адаптируем к изменениям, которые уже произошли в законодательстве, Закон «О борьбе с коррупцией», соответствующий проект прошел первое чтение. Над этим документом работает постоянная комиссия по национальной безопасности, но мы его учитываем в своих законопроектах, поскольку депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики являются государственными служащими, на них распространяются нормы приведенного закона, мы их учли.

Большой интерес и к законопроекту «Об изменении законов по вопросам местного управления и самоуправления», который сейчас готовится ко второму чтению. Я в своем округе обсуждал его содержание и услышал два очень дельных предложения. Первая — разрешить в условиях сложной эпидемической ситуации по вопросам, не имеющим первоочередного значения, принимать решения президиума областного, районного совета путем сбора подписей. Вторая — регламентировать проведение сессий в режиме онлайн, что уже является практикой и требует отражения в законе.

На днях мы провели заседание рабочей группы по этому законопроекту и договорились о расширении полномочий депутатов сельских советов, районного и областного уровней в плане согласования кандидатур на должности руководителей учреждений и предприятий, находящихся в пределах территориальной единицы. По отношению к сельским советам это новелла, потому что даются полномочия сельским советам согласовывать кандидатуры всех руководителей, в том числе сельскохозяйственных предприятий различной формы собственности. Также сельским советам предоставляется право открытия и закрытия социальных учреждений — учреждений образования, культуры и так далее, что очень актуально сегодня. Таким образом мы реализовываем общественный запрос на повышение полномочий местных органов управления и самоуправления.

Законопроект закрепляет особый статус города Минска в отношении органов местного самоуправления: будет создан Минский городской координационный совет — общественный орган, который будет координировать работу коллегиальных органов территориального самоуправления в столице.

В ближайшее время ждем внесения Избирательного кодекса в нашу комиссию и будем над ним работать. Там будут закреплены нормы о пятилетнем сроке каденции депутатов и президента, о едином дне голосования, возрастной ценз для участия в президентских выборах — не менее 40 лет для кандидата, ограничение двумя сроками и другие особенности избирательного процесса, которые диктует практика.

Общественное обсуждение и информирование по проекту закона о ВНС и избирательном законодательстве в трудовом коллективе Минского автомобильного завода. В обсуждении законопроектов приняли участие руководство предприятия и крупных структурных подразделений, представители трудового коллектива.

Общественное обсуждение и информирование по проекту закона о ВНС и избирательном законодательстве в трудовом коллективе Минского автомобильного завода. В обсуждении законопроектов приняли участие руководство предприятия и крупных структурных подразделений, представители трудового коллектива.

«Практически каждый человек был услышан»

— Насколько точно люди понимают роль Всебелорусского народного собрания?

— Многие вопросы были сняты еще на этапе анонсирования придания ВНС статуса конституционного органа. Теперь мы отвечаем на вопросы, конкретизирующие данную тему: как будут осуществляться выборы, кто может быть членом ВНС, какой будет аппарат, постоянно действующие органы, как часто будет собираться, и подобные. В законопроекте все это расшифровывается, и то людей интересует.

Белорусы знают, что такое Всебелорусское народное собрание. Он стал нашей реальностью. Это та ситуация, когда законодатели реагируют на практику. Прошло шесть таких собраний, и каждый из них внес определенный вклад в историю государственного строительства Республики Беларусь. Собрания становились консолидирующим органом, мобилизовали нацию на решение наиболее важных вопросов в околокризисные моменты. В другие времена собрание принимало решения, носящие перспективный характер, что отражено в Конституции и будет отражено в законе.

Задача парламента: создать законодательную основу под практику. Это, с одной стороны, легче, так как есть практика, с другой — сложнее, так как нужно развивать, поднимать на новый уровень и, самое главное, определить место этого органа в системе государственных органов власти. Мы здесь являемся первопроходцами, как и во всенародном обсуждении. История не знает прецедентов, чтобы так широко обсуждали проект Конституции, практически каждый человек был услышан, его предложение было озвучено либо на диалоговой площадке, либо в парламентской среде, либо на заседании Конституционной комиссии, либо даже на уровне Президента.

Это уникальный белорусский подход к истинному народовластию. Людей восхищает возможность для каждого стать делегатом ВНС. Треть будет выбрана по должности. Треть — сессиями местных Советов. В 2024 году планируется избирательная кампания, в ходе которой каждый может выдвинуть свою кандидатуру с перспективой стать делегатом Собрания. Наконец, треть будет выбрана из гражданского общества: от общественных объединений. Предлагается, что это будут объединения, имеющие не менее 100 тысяч членов, представительства во всех областях и не менее чем в трети районов страны. Таким образом стимулируется активность граждан. Получается, что две трети участников ВНС — люди с мест: депутаты местных советов, которые отчитываются перед своими избирателями, и представители общественных объединений. Это и есть настоящая реализация принципа народовластия — не эфемерного, не формального, а реального народовластия в принятии судьбоносных решений для государства.

Полномочия ВНС очень широки, начиная от введения чрезвычайного положения и заканчивая вынесением импичмента президенту. Чтобы реализовать эти полномочия, нужны люди с высокой гражданской ответственностью, подготовленные.

Практика покажет, как будут взаимодействовать между собой органы власти. Сегодня мы в Конституции и законопроектах очень четко определяем полномочия каждого и закладываем механизмы, которые позволят, с одной стороны, их компенсировать, с другой — сдерживать устремления за пределами закона.

Я возлагаю большие надежды на ВНС, ведь мы не просто узакониваем то, что уже хорошо работает, но работаем на перспективу. На практике решения Всебелорусского народного собрания были обязательными для всех органов власти, потому что это программные документы, теперь то будет прописано в законах, включая ответственность. Люди понимают необходимость этого.

Кроме того, это перспектива, которая позволяет спрогнозировать развитие наших государственных институтов, их взаимодействие и обеспечить высокую жизнеспособность государства и государственного управления.

— Как на подготовке законопроектов сказывается пристальное внимание к ним со стороны главы государства?

— Президент всегда дает возможность для дискуссии, никогда не навязывает свои мысли. Он внимательно относится к различным точкам зрения. Собственное мнение обосновывает. В результате законотворец может выбирать то, что больше всего подходит.

На встречах с членами Конституционной комиссии глава государства апеллировал к своему парламентскому опыту. Такое экспертное сопровождение опытного политика очень полезное. Он всегда говорит: первое — посоветуйтесь с народом, второе — учтите международный опыт. Это дорогого стоит.

«Пример искренней политики»

— Насколько сам народ готов принимать участие в обсуждении законопроектов?

— В последние годы интерес к политическим процессам у белорусов вырос. Люди понимают, что от того, насколько мы качественно построим наше государство, проведем конституционные перемены, зависит судьба страны. Люди не просто интересуются, они чувствуют вкус к участию в таких процессах. Политическая образованность белорусского общества значительно выросла. Реальность превзошла даже самые смелые прогнозы по поводу участия людей в референдуме 2022 года.

Беларусь показывает примеры цивилизованного подхода к взаимодействию власти и народа. Показывает пример искренней политики. За такой политикой — открытой, миролюбивой — будущее. Время все расставит по своим местам. Люди сейчас нередко спрашивают: Что делать во время мирового экономического, политического и военного кризисов? Я всегда призываю брать пример с Главы нашего государства — спокойно, вдумчиво работать на вверенном участке, растить детей, взаимодействовать с соседями, планировать жизнь и не ждать, что кто-то что-то нам даст. Только собственная работа, активность, доброжелательность, искренность позволяют противостоять современным вызовам. Они значительны, но устойчивость нашего государства достаточна, и это доказывают события последних лет. Важно сохранять единство и сообщество.

Ольга МЕДВЕДЕВА

Фото БелТА

Поделиться
Перейти к содержимому