21 мая на базе ОАО «Слонимский мясокомбинат» прошла коллегия Министерства сельского хозяйства и продовольствия, где были рассмотрены итоги работы мясоперерабатывающих организаций Республики Беларусь за 2020 год и первый квартал текущего года, а также поставлены задачи на 2021-2025 годы. Как не единожды отмечалось во время семинара, Слонимский мясокомбинат в частности и Гродненская область в целом – лидеры мясной промышленности республики, именно поэтому за опытом приехали в наш район.

Основные вопросы семинара – увеличение объемов поступления сырья на промышленную переработку, производство продукции, насыщение внутреннего рынка, увеличение объемов реализации мяса и мясопродуктов на экспорт. Участниками мероприятия были заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Алексей Игоревич Богданов, начальник главного управления перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Александр Евгеньевич Щербенок, председатель комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Гродненского облисполкома Валерий Владимирович Хелский, генеральный директор ОАО «УКХ «Гродномясомолпром» Сергей Евгеньевич Древич, председатель Слонимского райисполкома Геннадий Болеславович Хомич, а также руководители предприятий мясоперерабатывающей отрасли республики.

Начался семинар с ознакомления с производством ОАО «Слонимский мясокомбинат». Генеральный директор предприятия Сергей Леонович Скиба рассказал, что ежедневно ОАО «Слонимский мясокомбинат» производит порядка 100 тонн мяса – говядины и свинины, 65 т колбасных изделий, порядка 15 тонн полуфабрикатов, подробно остановился на применяемых инновационных технологиях, новой продукции, удовлетворяющей всем требованиям современного покупателя.

Особый интерес для присутствующих представлял убойный цех предприятия, где сейчас идет модернизация. Для производства свинины и говядины будут использоваться две отдельные линии, что позволит увеличить выпуск продукции со знаком халяль, а значит, расширить рынки сбыта.

Слонимский мясокомбинат производит продукцию со знаком халяль с 2010 года. И полученный опыт говорит о том, что это направление является перспективным. На сегодняшний день предприятие производит поставки в более чем десять стран мира, основные партнеры – Казахстан, Узбекистан, Китай, Исламская республика Иран, осваивается экспорт мясной продукции в страны Африки, уже осуществляются отгрузки в Ганну и Кот-д’Ивуар.

Участники семинара имели возможность оценить высокое качество, отличный вкус натуральных мясных изделий слонимских мясопереработчиков в рамках проведенной дегустации.

Открыл пленарное заседание заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Алексей Игоревич Богданов.

Во время совещания была дана оценка деятельности мясоперерабатывающих организаций республики за прошлый и первый квартал текущего года, основной акцент был сделан на целях и задачах мясной промышленности на предстоящую пятилетку.

Республика Беларусь в полном объеме обеспечивает потребность внутреннего рынка в готовых продуктах переработки мяса за счет собственного производства.

В 2020 году обеспечен темп роста производства мяса и мясопродуктов на человека к уровню 2010 года. По уровню производства темп роста составляет 134,3%. Самообеспечение по мясу и мясным продуктам составляет 132,8%.

Основой для работы перерабатывающих предприятий, выполнения всех показателей является сырье. За 2020 год реализация скота и птицы в живом весе по республике составила 1759,9 тыс. тонн (темп роста 102,0 процента), в том числе: КРС – 566,1 тыс. тонн, свиней – 494,9 тыс. тонн, птицы – 694,3 тыс. тонн. Реализация на внутреннем рынке 950,2 тыс. тонн (темп 100,4%). Реализация на экспорт 399,6 тыс. тонн (темп 111,1%).

Исходя из объемов реализации скота, в убойном весе производство мяса составило 1285,1 тыс. тонн, в том числе: мяса птицы 539,6 тыс. тонн, свинины – 402,7 тыс. тонн, говядины 340,5 тыс. тонн.

В 2020 году в Республике Беларусь достигнут темп роста производства и реализации мяса и мясной продукции как на внутреннем рынке, так и за пределы республики к соответствующему периоду 2019 года.

Потребность населения в таких товарах, как мясо, колбасные изделия, мясные консервы, мясные полуфабрикаты полностью обеспечивается за счет продукции отечественного производства.

На протяжении последних семи лет в нашей стране наблюдалась устойчивая тенденция роста производства мяса. С 2012 по 2020 год объем производства мяса всех категорий вырос на 17,5%.

В прошлом году мы сохранили положительную динамику и нарастили производство всех видов мясной продукции, что позволило сохранить лидирующие позиции в мировом рейтинге по производству мяса на душу населения. Среди стран СНГ наша страна является лидером по производству мяса на душу населения – 137 кг, опережая Российскую Федерацию, Украину и Казахстан.

При этом постоянно растет экспорт готовой продукции. В 2020 году экспорт колбасных изделий из Беларуси составил 33,7 тыс. тонн (темп к уровню прошлого года 124,4%). Экспорт изделий из мяса 23,4 тыс. тонн (116,4%).

Доля экспортных поставок в 2020 году составила 32% от производства мяса и мясных продуктов в стоимостном выражении. Самые экспортоориентированные позиции –  это говядина и мясо птицы. При этом, по говядине эта доля составляет 45%, мясу птицы 36%.

Беларусь экспортировала мясную продукцию в 2020 году в 24 страны мира, при этом перечень освоенных стран пополнился 6-ю новыми рынками, такими как: Экваториальная Гвинея, Сингапур, Малайзия, Афганистан, Ливан, Саудовская Аравия. Наиболее объемные поставки мясных продуктов пришлись на Российскую Федерацию, Казахстан и Китай.

81% экспорта формируют товарные потоки в страны ЕАЭС. Экспорт в данном направлении по итогам прошлого года составил 792 млн. долл. США и сократился на 7,7 процентных пункта по сравнению с 2019, в основном, за счет работы по диверсификации рынков сбыта и снижения поставок в Российскую Федерацию.

Минсельхозпрод постоянно ведет работу по расширению списка предприятий, аккредитованных для поставок мясных продуктов на рынки стран дальнего зарубежья, в том числе сертификации по религиозным нормам.

Так, за последние пять лет сертифицировано на предмет соответствия требованиям ХАЛЯЛЬ 15 мясокомбинатов (по говядине) и 7 птицефабрик, в том числе 6 птицефабрик для поставок на рынок ОАЭ, чей сертификат признается в большинстве стран мусульманского мира.

В 2020 году экспорт мясной продукции осуществлялся в 11 мусульманских государств (против 9 в 2019) и составил 189 млн. долл. США, увеличившись по отношению к 2019 г. на 34,5%.

Разговор шел о том, что стоит расширять товарный ассортимент экспорта мясной продукции в третьи страны и налаживать экспорт мясных консервов, субпродуктов, колбасных изделий и готовых изделий из мяса. Эти товары также востребованы на рынках дальнего зарубежья, но для их продвижения, в том числе в розничные сети необходимо активно рекламировать белорусский бренд, разрабатывать специальную упаковку, участвовать в выставках, создавать товаропроводящую сеть за рубежом, то есть активно работать над маркетинговой политикой.

В Республике Беларусь принята Стратегия развития видов экономической деятельности «Сельское хозяйство» и «Производство продуктов питания» на 2021-2025 годы и до 2030-го.

Целью Стратегии являются устойчивое развитие производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, достаточного для обеспечения продовольственной безопасности республики и наращивания экспортного потенциала АПК, повышение производительности труда и конкурентоспособности продукции, развитие инфраструктуры и кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства. В основу Стратегии положены экономически целесообразные объемы производства до 2030 года и определены на уровне Доктрины продовольственной безопасности, разработанной с участием НАН Беларуси и утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 декабря 2017 года № 962.

Объем производства мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо в 2025 году прогнозируется на уровне 1425,2 тыс. тонн или 110,9 % к уровню 2020 года.

При этом основными приоритетами являются:    глубокая и эффективная переработка всего мясного сырья;  полный сбор и переработка вторичного сырья и сопутствующей продукции; оптимизация производственной деятельности в зависимости от конъюнктуры рынка (спрос, цена); обеспечение контроля качества на всех этапах производства и дальнейшее внедрение и совершенствование систем менеджмента качества ISO и НАССР на всех мясоперерабатывающих предприятиях; обеспечение внутреннего рынка мясом и мясной продукцией в полном объеме в соответствии с заключенными договорами с торгующими организациями; выработка и отгрузка на экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью.

Ольга КУРЬЯН

Поделиться
Перейти к содержимому