За 9 месяцев 2023 года на территории Гродненской области зарегистрировано 48 фактов наезда транспорта на пешеходов, в которых 6 человек погибли и 45 получили ранения различной степени тяжести.
По-прежнему основной причиной гибели людей на дорогах остаются наезды на пешеходов, велосипедистов и гужевой транспорт, необозначенных в темное время суток световозвращающими элементами.
Анализ аварийности на территории Республики Беларусь свидетельствует об увеличении количества ДТП с участием уязвимых участников дорожного движения.
В предстоящий период существенное влияние на состояние аварийности в целом, безопасности уязвимых участников дорожного движения в частности, окажут погодные условия (осадки, туманы, сильные порывы ветра, снегопады и др.).
Видимость при движении имеет существенное значение для безопасности как движущихся на автотранспорте, так и пешеходов, велосипедистов, возчиков гужевого транспорта. В темное время суток глаза человека воспринимают окружающую обстановку намного хуже, чем днем. Как показывают исследования, на 90% действия водителя зависят от получаемой им визуальной информации. В тёмное время человеческий глаз воспринимает лишь 5 % от того, что он в состоянии различить днём. Поэтому именно в этот период времени фиксируется немалая часть дорожных аварий, среди которых преобладающее число – это наезды автотранспорта на пешеходов, велосипедистов, возчиков. Основной причиной такого положения является проблема своевременного обнаружения водителем пешеходов и велосипедистов на проезжей части в тёмное время суток, особенно, если они одеты в тёмную одежду, которая сливается с фоном дорожного полотна и окружающей обстановкой, а в городских условиях эта проблема усугубляется визуальным шумом, интенсивным светом фар от встречного транспортного потока.
По результатам исследования, расстояние, с которого обозначенный пешеход, велосипедист, возчик становятся более заметными водителю проезжающего автомобиля, увеличивается в 1,5-3 раза. А это дает водителю дополнительное время на принятие наиболее правильного решения, во избежание возможного наезда на данных участников дорожного движения (тем самым риск наезда транспортного средства снижается на 85 %). Световозвращающий элемент будет виден всегда. Дождь, туман – не помеха. Ассортимент световозвращающей продукции достаточно разнообразен. Это световозвращающие нарукавные повязки, тесьма, готовая одежда с деталями из светоотражающих материалов, жилеты и многое другое.
Нужно отметить, что сотрудники ГАИ особое внимание уделяют требованиям Правил дорожного движения, предъявляемым в части использования пешеходами, велосипедистами, возчиками световозвращающих элементов в темное время суток, а также оборудованию велосипедов, индивидуальных средств мобильности и повозок световозвращателями, а в ночное время спереди – фарой (фонарем), излучающим белый свет, сзади – фонарем, излучающим красный свет, при этом на велосипедисте в темное время суток должен быть жилет повышенной видимости вне. На первый взгляд световозвращающий элемент выглядит как игрушка, но его использование, по мнению экспертов по безопасности дорожного движения, снижает травматизм на дороге в шесть с половиной раз! Яркий пример для обеспечения личной безопасности в условиях дорожного движения в настоящее время – это использование светоотражающих жилетов.
Административная ответственность за игнорирование данных требований Правил дорожного движения предусматривает ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от 1 до 3 базовых величин. Если же нарушитель находится в состоянии алкогольного опьянения, то его ожидает административная ответственность в виде штрафа в размере от 3 до 5 базовых величин.
Приобрести светоотражающие элементы можно как в торговой сети государственных предприятий (отделения РУП «Белпочта», киоски «Белсоюзпечать», магазины райпотребобщества), так и в торговых точках иных форм собственности, в том числе на АЗС.
Помните! Использование световозвращающих элементов уменьшает риск наезда автотранспортом на 85 %.
Госавтоинспекция просит граждан, в случае обнаружения на дороге нетрезвых пешеходов и велосипедистов, сообщать для их изъятия с проезжей части дороги по телефону 102.
Старший госавтоинспектор МО ГАИ Левкевич О.В.