Президентом Республики Беларусь подписан Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам эффективного функционирования военной организации государства».
Одновременно глава государства поручил правительству проработать комплекс мер, направленных на повышение престижа срочной военной службы. Речь идет о создании льготных условий для поступления в учреждения образования, предоставлении мест для проживания в общежитиях, правил для приема на работу, а также включения периода срочной военной службы в страховой стаж и иных.
Принятие закона обусловлено необходимостью поддержания постоянной боевой готовности Вооруженных Сил Республики Беларусь в условиях активизации военной деятельности в мире и Европе. Кроме того, имеют место объективные демографические проблемы – существенно уменьшилось количество молодых людей призывного возраста. При этом количество категорий граждан, которые в соответствии с законодательством не призываются на срочную военную службу, службу в резерве (в настоящее время это 76 категорий), является наибольшим на постсоветском пространстве и в странах дальнего зарубежья.
ПРЕДМЕТОМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАКОНА ЯВЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ТРИ ВОПРОСА:
1. Предоставление отсрочки от призыва на срочную военную службу, службу в резерве для продолжения образования в целях обеспечения гарантий по его получению согласно статье 49 Конституции Республики Беларусь.
2. Установление ограничений для занятия определенными видами деятельности гражданами, уклонявшимися от призыва на срочную военную службу, службу в резерве.
3. Обжалование решений призывных комиссий.
КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВВОДЯТСЯ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТСРОЧЕК
Для определенных категорий граждан, получающих отсрочки, вводится принцип одноразовости предоставления отсрочки для продолжения образования.
С целью обеспечения конституционного права на получение образования отсрочки от призыва будут предоставляться:
1. Для получения общего среднего образования для отдельных категорий граждан.
2. Для получения первого образования, позволяющего получить профессию, – учащимся, получающим профессионально-техническое образование, среднее специальное образование в очной форме получения образования, студентам, получающим высшее образование I ступени в очной форме получения образования;
3. Для получения образования за границей – гражданам, обучающимся в учреждениях образования в очной форме получения образования за границей, в том числе по направлениям республиканских органов государственного управления (государственных организаций) в рамках реализации государственных программ.
При этом после получения общего среднего образования будет предоставляться отсрочка гражданам при поступлении в учебные заведения, обеспечивающие получение образования следующего уровня. Соответственно, если молодой человек окончил учреждение общего среднего образования (школу, лицей, специализированный лицей) и ему исполнилось 18 лет, он вправе воспользоваться отсрочкой для поступления в вузы или ссузы.
Кроме того, требование об одноразовом предоставлении отсрочки не распространяется на граждан, обучающихся за границей по направлениям республиканских органов государственного управления (государственных организаций) в рамках реализации государственных программ. В этом случае отсрочка предоставляется вне зависимости от предоставленных ранее отсрочек.
Все отсрочки для продолжения образования, предоставленные до вступления в силу закона, будут сохраняться до утраты оснований, по которым они предоставлены.
Предлагаемая система отсрочек от призыва для продолжения образования позволит обеспечить единство прав и обязанностей граждан в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.
ЗАКОНОМ ВВОДЯТСЯ ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАНАМИ, УКЛОНЯВШИМИСЯ ОТ ПРИЗЫВА.
До сего времени умышленное неисполнение без законных оснований воинской обязанности гражданами не являлось препятствием для занятия ими в дальнейшем должностей государственных служащих.
Поэтому законом предусмотрено дополнение «Закона о воинской обязанности и воинской службе» нормой о признании граждан не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В случае уклонения граждан от призыва или неисполнения ими обязанностей по воинскому учету, вследствие чего стало невозможным их оповещение о необходимости явки на мероприятия по призыву, районная (городская) призывная комиссия при достижении такими гражданами 27-летнего возраста может принять, а при установлении факта уклонения вступившим в законную силу приговором суда — принимает решение о признании их не прошедшими военную службу, не имея на то законных оснований.
Кроме того, законом вносятся изменения в нормативные правовые акты, регулирующие прохождение государственной службы, а также службы в государственных органах системы обеспечения национальной безопасности. Речь идет об ограничении принятия на службу граждан, не прошедших воинскую службу, не имея на то законных оснований.
При этом указанная норма не затронет иных категорий граждан, кроме уклонившихся от призыва.
В статье 6 закона содержится положение о внесении в Закон Республики Беларусь от 20 сентября 2009 г. № 49-З «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» следующие изменения, конкретизирующие основания для ограничения права выезда. Право гражданина на выезд из Республики Беларусь может быть временно ограничено, если гражданин надлежаще оповещен о необходимости явки на мероприятия по призыву и не является на эти мероприятия или не исполняет обязанности по воинскому учету, вследствие чего стало невозможным его оповещение о необходимости явки на мероприятия по призыву.
Решения о временном ограничении права граждан на выезд из Республики Беларусь принимаются военными комиссариатами (обособленными подразделениями военных комиссариатов).
ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ ПРИЗЫВНЫХ КОМИССИЙ
До настоящего времени решение призывной комиссии по жалобе гражданина могло быть обжаловано им в суд в месячный срок.
В соответствии с изменениями срок для рассмотрения жалоб ограничивается недельным сроком.
Кроме того, законом внесено изменение в Кодекс об образовании.
Выпускники, которым место работы предоставлено путем распределения, направленные на работу в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, договором о целевой подготовке специалиста, добровольно поступившие на военную службу по контракту и прослужившие не менее срока обязательной работы, освобождаются от возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на их подготовку.