Владимир Караник выразил слова благодарности всему педагогическому сообществу региона за высококачественный труд: система образования Гродненской области признана по итогам 2023 года лучшей в стране. Это признак того, что в системе нет провальных позиций. Если бы они были, то получить пальму первенства не удалось бы, подчеркнул глава региона.
“При этом нет поводов почивать на лаврах, – подчеркнул председатель облисполкома. – С позиции высокой базы идти вперед значительно труднее. Однако факты свидетельствуют о том, что потенциал у сферы образования есть. У нас впереди завершающий год пятилетия, перед нами стоят серьезные задачи, которые еще предстоит выполнить. Да, в целом мы обеспечили качественное образование нашим детям, безопасные условия пребывания в учебных заведениях. При этом нужно проанализировать, где мы можем еще добавить, что улучшить. Важнейшая задача – обеспечить равный доступ к качественному образованию в городе и на селе. Независимо от того, где учится ребенок – в престижной гимназии в областном центре или в сельской школе, мы обязаны обеспечить ему такую подготовку, при которой он будет конкурентоспособным на следующих этапах. Должны разобраться в причинах, почему в олимпиадном движении у нас регулярно лидируют определенные районы, а некоторые, к сожалению, отстают так же регулярно. Так же и со стобалльниками, они, как правило, из определенных районов. Здесь я согласен с Сент-Экзюпери, который сказал, что в каждом ребенке может сидеть Моцарт. Чтобы человек нашел свое место в жизни, реализовал свой потенциал, нужно раскрыть его способности и помочь их развить”.
Постоянные лидеры – это хорошо, значит, работа налажена, а вот постоянных аутсайдеров быть не должно, подчеркнул председатель облисполкома.
“Переоценить роль системы образования в жизни любой страны очень трудно. Не зря еще Бисмарк в позапрошлом веке говорил: войны выигрывают не полководцы, а школьные учителя, которые воспитывают патриотов своей страны. Потому основная задача школы – не просто дать знания, а научить его верному пониманию жизни”, – такое мнение выразил руководитель области.
Накануне областного педсовета в регионе провели опрос среди родителей школьников, узнав их ожидания от системы образования. Владимир Караник озвучил некоторые его результаты, которые, по его словам, заставляют задуматься. Самым распространенным желанием родителей оказалась подготовка к централизованным испытаниям, это указали 26% участников опроса. На самом деле – это только один из этапов, сказал он. И следует понимать, что поколение нынешних выпускников – наверно, последнее поколение, которое может получить одно образование и пользоваться им на протяжении всей жизни. Следующим придется переучиваться постоянно. Уже сейчас очевидно, что на старом багаже далеко не уедешь. Появляются новые методики, подходы, потому на первый план выходит задача научить детей думать, ориентироваться в социуме, научить их учиться. Образно говоря, дать удочку, а не рыбу, чтобы они были конкурентны на последующих этапах жизни. Радует, что такой подход поддержали четверть опрошенных родителей. Это дает шанс системе образования совместно с родителями воспитать настоящего человека, грамотного специалиста, ответственного патриота.
“Мы видели трепетное отношение к образованию в советские времена. Потом, в 90-е годы, многие посчитали, что важнее иметь коммерческую жилку, чем приобрести специальность. Сейчас уже понятно, что без образования построить жизнь достаточно тяжело. Вместе с тем у молодежи возник новый тренд: многие хотят стать блогерами, тиктокерами, развиваться в этом направлении. Этот момент нужно также учесть и построить образование с учетом того, что обществу необходимы специалисты реального сектора. Если, к примеру, не будет специалистов по передаче данных, то поделиться своими постами блогеры смогут только с домочадцами. Мы должны держать баланс, дети должны расти в понимании значимости важных для государства профессий”, – сказал Владимир Караник.
И какую бы специальность ребенок ни выбрал, его нужно вырастить патриотом. Для этого нужно понимание, что все его возможности базируются на достижениях предыдущих поколений, в том числе и педагогов.
“Вот причины, по которым так важно вернуть то огромное уважение к учителю и его работе, которое было свойственно нам, – отметил глава региона. – Это имеет большое значение для будущего наших детей и нашей страны. Потенциал для этого есть, отметил глава региона, более 700 молодых специалистов в этом году – это хорошо. 75% закрепляемости после обязательной отработки по распределению – это хорошая база, чтобы двигаться дальше. 40 тысяч работников системы образования, из которых 20 тысяч педагогов – мощный отряд. При том внимании, которое уделяет развитию образования в нашей стране Президент, при понимании его важности на местах, мы имеем все условия для работы по подготовке нового поколения белорусов, которые не просто заменят нас на рабочих местах, а уверенно пойдут дальше”.