По данным Министерства труда и соци­альной защиты почти 200 тысячам человек помогли трудоустроиться службы занято­сти за прошедший год. Это свидетельствует о том, что в активном поиске работы в 2017 году было около 4,4% граждан от численно­сти занятых в экономике страны. Всего же по данным Министерства труда и социальной защиты, численность зарегистрированных безработных на 1 января 2018 года состави­ла 22,9 тысячи человек. Уровень зарегистри­рованной безработицы на 1 января 2018 года оценивается в 0,5% от численности рабочей силы. Данный процент не так уж и мал касае­мо вопросов занятости, и государство не мо­жет оставаться в стороне от этой проблемы.

Президент Беларуси Александр Лукашен­ко 25 января 2018 года подписал Декрет № 1, которым предусмотрены меры по содейст­вию занятости населения. Новый документ направлен в первую очередь на активиза­цию работы органов власти по максималь­ному содействию гражданам в трудоустрой­стве, стимулированию трудовой занятости, а также самозанятости населения.

Одна из главных задач Декрета – это при­влечение на «светлую сторону» тех, кто ра­ботает неофициально, занят в теневом биз­несе, не платит налогов. Для данной катего­рии граждан в стране создают ситуацию, ког­да легальное трудоустройство будет выгодно в любом случае. В преамбуле Декрета № 1 четко обозначено — «мы идем на содейст­вие, стимулирование занятости».

С целью осуществления задач первой ча­стью Декрета предусмотрено создание посто­янно действующих комиссий при местных ор­ганах власти. Данный опыт работы уже име­ется, он был наработан в 2017 году. Роль та­ких комиссий заключается в том, что бы по­дойти индивидуально к каждому человеку. Конечно, нельзя разработать универсальный алгоритм для каждой трудной жизненной си­туации, иногда жизнь преподносит действи­тельно много сюрпризов. Однако такие ко­миссии должны изучать обстоятельства, по­чему человек попал в трудную жизненную ситуацию, разобраться, оказать, если необ­ходимо, помощь в трудоустройстве, а, может быть, решить проблему.

Бесспорно, большой пласт работы при этом ляжет на плечи органов местной влас­ти. Однако опыт 2017 года дал более чем положительные результаты. Помощь в тру­доустройстве, решении ряда вопросов была оказана действительно многим гражданам, поэтому такая работа только продолжится.

В этой связи особое значение приобре­тают ярмарки вакансий — площадки, на ко­торых, прежде всего, можно познакомиться с будущим нанимателем, пройти несколько собеседований. Что касается служб занято­сти, то за прошлый год они показали четкую и грамотно поставленную работу, трудоустроив около 200 тысяч человек. Это свидетельст­вует о том, что такие услуги государства во­стребованы и оправданны.

Вторая часть Декрета №1 предусматри­вает стимулирование к занятости посредст­вом воздействия через «рубль». Для тех, кто находится в трудоспособном возрасте и не хочет работать, не считает нужным, предус­мотрено полное возмещение затрат тех услуг, которые льготируются государством. Это и транспорт, образование, здравоохранение, услуги ЖКХ. Какие именно это будут услуги выяснится к 1 апреля.

Принятие документов по либерализации условий ведения бизнеса и Декрета № 1 в комплексе должны дать хороший результат для содействия занятости населения, и глав­ная нагрузка здесь ложится на местные ор­ганы власти. Декрет — это один из докумен­тов пакета по либерализации бизнеса. Он со­здает условия, а теперь максимально надо содействовать в трудоустройстве. Помогать тем, кто заинтересован в работе. Однако и каждый из нас не должен полагаться только на местные органы, а сам может и должен иметь желание работать на благо своей Ро­дины, своей семьи, детей и себя.

Елена КРОТКОВА, член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь

Поделиться
Перейти к содержимому