В Беларуси в условиях интегрированного обучения и воспитания получают образование 68,6 % детей с особенностями психофизического развития от общего количества таких детей, нуждающихся в получении специального образования. Об этом сообщила главный специалист отдела специального образования главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Беларуси Елена Мулица на пресс-конференции.
“Для детей с особенностью психофизического развития есть большой выбор различных учреждений, в том числе специальных, начиная с дошкольного уровня, центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, – сказала Елена Мулица. – Также в стране сформирована система интегрированного обучения и воспитания, когда ребенок с особенностями может обучаться вместе с детьми без нарушений. И около 70% детей с ОПФР, нуждающихся в получении специального образования, сейчас находятся именно в этой системе, то есть в классах интегрированного обучения и воспитания”.
У родителей есть право выбора, к которому они подходят осознанно: обучаться по месту жительства в специальных интегрированных классах либо в учреждениях специального образования. И поскольку многие предпочитают вариант ближе к дому, для реализации такого права в учреждениях общего среднего образования на сегодняшний день создано уже около 5 тыс. интегрированных классов. “И есть еще специальные классы, как форма интегрированного обучения, – более 180. В дошкольных учреждениях тоже работают интегрированные группы, их около 1,2 тыс., и 1,35 тыс. специальных групп для дошколят”, –добавила специалист.
Замминистра труда и социальной защиты Александр Румак назвал такие классы большим достижением системы образования. “Это хорошо и для общества в целом. Мы должны идти к уровню равенства всех людей”, – отметил замминистра. Также он подчеркнул важность воспитания “особенных” детей в семье. “Только 680 детей-инвалидов из более чем 30 тыс. воспитываются в стационарных учреждениях соцзащиты. Думаю, также небольшое их количество находится под присмотром медиков в домах ребенка. Подавляющее большинство воспитываются дома, в том числе благодаря соцподдержке государства. Меня это очень радует, ведь каковы бы ни были условия в соцучреждении, человеку лучше в семье. Как маленькому, так и пожилому”, – уверен Александр Румак.
Сформированная в Беларуси система ранней комплексной помощи, по мнению специалистов, способствует более высокому качеству образования детей с инвалидностью и особенностями психофизического развития. Получая сначала помощь в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, которые созданы в каждом регионе Беларуси (сегодня таких центров 141), дети быстрее адаптируются к образовательному процессу, им проще интегрироваться в общество сверстников.
Также специалисты отметили большое внимание, которое уделяется созданию безбарьерной среды в учреждениях образования. “Это очень актуальный вопрос. При строительстве новых школ, детских садов последние несколько лет соблюдаются нормы безбарьерной среды. Более старые учреждения стараются адаптировать образовательную среду, включая отдельные элементы (пандусы, поручни, определенные средства обучения)”, – отметила Елена Мулица. Всего около 36% учреждений дошкольного, общего среднего, профессионально-технического образования имеют элементы безбарьерной среды. Стараются соответствовать тенденциям по развитию инклюзивного образования и вузы: около 45% их зданий также обеспечивают беспрепятственный доступ для инвалидов.