2016 год. И. П. Герман (в центре) на строительстве главного корпуса в Воробьевичах

Он более 20 лет возглавлял сначала Слонимский дорожный участок, а потом и выросшее из него дорожно-строительное управление № 65 – одно из передовых в области и республике.

И если у кого-то жизнь исчисляется годами, то у Ивана Петровича – десятками людей, сотнями благоустроенных и отремонтированных улиц, тысячами километров дорог и миллионами тонн уложенного асфальта. А еще достижениями – личными и профессионально-коллективными, плоды которых приносят и еще долго будут приносить пользу многим и многим людям.

Иван Петрович родился на Слонимщине в деревне Исаевичи. В школу ходил в Деревную, и в 17 лет уехал в столицу – поступать. Мечтал о Белорусском политехническом институте и цели достиг. Выбранная специализация – автомобильные дороги. Квалификация – «инженер путей сообщения».

Родители, простые сельские труженики, гордились сыном, который уже во время учебы погрузился в производственную практику. Работал монтажником конструкций в мостопоезде № 480 и мостостроительном районе № 3. Так начиналась официальная трудовая деятельность Ивана Германа, которая к его пенсионному возрасту сложится в цифру «47 лет общего стажа».

Выпускник БПИ-1975. Инженер, перед которым открыты все двери. Начинал профессиональное становление мастером в дорожно-строительном управлении № 30 города Волковыска. Работал над строительством дороги «Барановичи-Слоним-Волковыск» участок «Слоним-Зельва». Вскоре уже прорабом участвовал в строительстве автодороги «Минск-Гродно».

Потом был Пинск – ДЭУ-762 и должность главного инженера, ДСУ № 30 и обязанности старшего прораба. Работали в глубинке Полесья – Столинский и Лунинецкий районы. Благоустраивали населенные пункты, строили дороги и много чего еще делали – край требовал тогда, что называется, хозяйской руки.

Уже за первый год работы в Пинске Иван Петрович зарекомендовал себя грамотным специалистом. Администрация отмечала его организаторские способности и не скупилась на положительные отзывы. Вот только некоторые, взятые из трудовой характеристики за 1979-ый: «умеет сплотить вокруг себя людей», «обладает качествами новатора при решении возникающих технических проблем», «большое внимание уделяет охране труда», «создает условия для ровной и ритмичной деятельности подчиненных ему работников». Потенциал руководителя, как видим, уже тогда проявлялся ярко.

В 1986-ом Иван Петрович Герман вернулся на Слонимщину. Работу специалисту предоставили на прорабском участке дорожно-строительного управления № 30. Назначили прорабом, потом старшим прорабом.

К слову, участок был крупный: имел свой асфальтобетонный завод и хороший автопарк с катками, землеройной и погрузочной техникой и транспортом для перевозки рабочих. Именно на базе этого участка в 2001-ом был создан Слонимский дорожный участок ДСТ № 6, который в 2009 «повысили» до дорожно-строительного управления № 65. Предприятие занималось и занимается строительством, реконструкцией автодорог разного значения, а также благоустройством территорий – дворовых, промышленных – с установкой бортовых камней и укладкой тротуарной плитки.

С 2001-го по 2020-ый во главе слонимских дорожников стоял Иван Петрович Герман.

В своих старых интервью он вспоминал, что в 2000-ых на участке работало человек 40, но уже через год он стал прирастать людьми, и к 2005-ому здесь трудились порядка 130, а к 2011-ому – около 180 человек. Тому способствовали строительства крупных объектов, наработка опыта, новые рынки и репутация организации как серьезной и ответственной единицы.

Дорожно-строительное управление в 2011-ом располагало 3 импортными экскаваторами, 7 бульдозерами, 6 автогрейдерами, 3 тралами с тягачами, 3 дробилками, несколькими автобусами и микроавтобусами и многим другим. А еще работало не только на местном уровне, но и на областном и даже с проектами республиканского значения.

Один из них – обход территории НП «Беловежская пуща». К его строительству были привлечены предприятия дорожного хозяйства Брестской, Гродненской, Минской, Могилевской и Гомельской областей. Ежедневно на объекте работало до 700 человек и 500 единиц техники. Протяженность обхода составила 200 км – 163 км в Брестской области и 39 – в Гродненской. Так вот на брестском направлении (участок 20,7 км) лучшим, по словам руководителя организации-заказчика М.И. Непочеловича, было Слонимское ДСУ-65 под руководством Ивана Петровича Германа.

Если привести в пример список объектов, которые появились в городе и стране в целом при Иване Петровиче Германе, можно занять половину газетной полосы одними перечислениями. Это и обход Слонима протяженностью 15,6 км, и строительство автодороги М1 «Брест-Минск-граница РФ» протяженностью 14,8 км, и строительство автодороги М4 «Минск-Могилев» протяженностью 5,2 км, и строительство северо-восточного полукольца в Гродно, и подъезд к Национальному аэропорту «Минск-2».

Под началом Ивана Петровича благоустраивались Жировичи – в частности, центральная площадь. Из проекта воплотилась в жизнь центральная городская площадь фонтанов в Слониме, ко Дню белорусской письменности заиграла новыми красками набережная нашего городского парка. Дорожники ДСУ № 65 реализовывали проекты в Островце – строили там дорогу в центральной части города, принимали участие в реконструкции ЖД моста под автомобильный мост через реку Неман в Гродно и многое-многое другое.

Держать такой рабочий темп было под силу ему – оптимисту, инициатору, энтузиасту, профессионалу, настоящему инженеру с особым мышлением, который жил своим коллективом и очень любил то, что делал.

Его рабочее рвение и талант отмечали подчиненные, коллеги и высшее руководство. Иван Петрович Герман в разные года был награжден нагрудным знаком отличия «Почетный дорожник Беларуси» 2 степени и 1 степени, нагрудным знаком отличия Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси «Почетный транспортник», Почетной грамотой Департамента «Белавтодор», Почетной грамотой РУП «ДСТ № 6» и Почетной грамотой и медалью «За трудовые заслуги» Слонимского райисполкома.

Даже достигнув пенсионного возраста, Иван Петрович не смог покинуть предприятие в одночасье. Слишком много лет и сил он отдал ему, поэтому еще два года был заместителем главного инженера. Сейчас ДСУ № 65 возглавляет его сын – Сергей Иванович Герман. И он уже представитель второго поколения в молодой династии Германов-дорожников.

Такая яркая биография у юбиляра. И такая она значимая, поэтому вспоминать ее страницы было особенно приятно. Пусть пример трудовой жизни Ивана Петровича послужит вдохновением и мотивацией для многих людей, внутри которых скрывается большой потенциал. И раскрыть его, как оказалось, при желании не может помешать ни рождение в маленькой деревне, ни первые трудности, ни боязнь ответственности.

К поздравлениям присоединяется коллектив ДСТ № 65, который желает юбиляру активного долголетия, здоровья, счастья и энергии! 

Елена ЮШКЕВИЧ

Поделиться
Перейти к содержимому