Заседание Высшего Евразийского экономического совета под председательством Президента Беларуси Александра Лукашенко прошло 19 мая в режиме видеоконференции.
По предложению Президента Беларуси лидеры стран пятерки провели заседание в нестандартном формате, объединив узкий и расширенный составы.
С белорусской стороны в заседании приняли участие вице-премьер Игорь Петришенко, руководство министерств антимонопольного регулирования и торговли, иностранных дел, транспорта и коммуникаций, финансов, экономики, энергетики. Кроме того, участие в саммите принял посол Беларуси в России Владимир Семашко.
Александр Лукашенко: восприятие текущей ситуации в большинстве стран начинает кардинально меняться
Текущая ситуация в мире и на постсоветском пространстве находится в постоянной динамике. Несмотря на это, очевидно, что ее восприятие в большинстве стран начинает кардинально меняться, заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко сегодня во время заседания Высшего Евразийского экономического совета в узком составе.
“Длительные карантины и самоизоляция населения отчетливо показали, что даже у сверхдержав нет запаса прочности, позволяющего в условиях закрытых границ и неработающих предприятий сколь-нибудь значительное время удерживать от спада национальные экономики”, – подчеркнул белорусский лидер.
Он отметил, что все чаще звучат самые негативные прогнозы экспертов для отдельных государств и даже континентов на ближайшую и отдаленную перспективу. Одной из наиболее особых проблем они называют вопрос обеспечения населения продовольствием. “Поэтому сегодня нам крайне важно найти пути сохранения сельскохозяйственных и промышленных отраслей наших стран, одновременно приняв все меры по защите людей”, – заявил Александр Лукашенко.
“Надеемся, что Россия как локомотив нашего интеграционного объединения будет соотносить принимаемые меры по возобновлению экономического роста с нашими договоренностями в рамках союза по обеспечению свободного доступа товаров на рынки стран”, – добавил глава государства.
Александр Лукашенко напомнил о нерешенном вопросе по ценам на транспортировку газа на общем рынке ЕАЭС
“Неурегулированным остается вопрос ценообразования на услуги по транспортировке газа на общем рынке ЕАЭС. С окончательным взаимоприемлемым решением мы не можем определиться уже несколько лет. Притом что актуальность проблемы постоянно возрастает. Сегодня мы должны найти нужный нам всем консенсус”, – подчеркнул белорусский лидер.
Говоря о повестке заседания, он отметил, что ее главным вопросом является принятие Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. “Данный документ – это одновременно и план действий по углублению отношений, и своего рода поворотный пункт на пути восстановления и повышения темпов развития экономик наших стран”, – сказал Александр Лукашенко.
Президент заметил, что подготовка документа шла сложно, но в целом сторонам удалось выйти на согласованные решения по всем направлениям углубления интеграции. В этой связи он поблагодарил участников за конструктивный подход.
Заседание Высшего Евразийского экономического совета планируется провести осенью в Минске
С предложением провести очередное заседание Высшего Евразийского экономического совета в Минске в очном формате выступил Президент Беларуси Александр Лукашенко. “Я бы хотел предложить, чтобы мы сегодняшний совет рассматривали в качестве экстерриториального совета. С учетом председательства Беларуси в ЕАЭС я очень рассчитываю на проведение встречи глав государств – членов ЕАЭС в очном формате и предложил бы ее провести в Минске в то время, когда вы сможете приехать”, – отметил белорусский лидер. Он добавил, что подобного рода мероприятия по линии ЕАЭС не проводились в белорусской столице в последние 5 лет.
Александр Лукашенко также подчеркнул, что его инициатива не исключает при необходимости организацию заседания совета в формате видеоконференции до того, как состоится очная встреча.
Участники заседания согласились с предложением главы белорусского государства. Конкретная дата мероприятия будет определена позже.
Лидеры ЕАЭС в целом одобрили стратегические направления развития интеграции, но окончательно не приняли
Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович отметил, что во время обсуждения и подготовки документа на различных уровнях был очень широкий разброс мнений. Обсуждались не только те вопросы, которые вошли в стратегию, но и ряд других. “То, что удалось согласовать, это компромисс”, – сказал он. Единственным неурегулированным оставался вопрос ценообразования на услуги по транспортировке газа на общем рынке ЕАЭС. На этом вопросе в том числе акцентировалось внимание во время выступлений на саммите лидеров стран интеграционного объединения.
Кроме того, ряд вопросов, которые необходимо дополнительно проработать, обозначил Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Он также предложил не спешить с принятием этого знакового документа, тщательно доработать и принять в последующем. Возможно, и в очном формате.
Президент Беларуси Александр Лукашенко в связи со сложившейся ситуацией предложил одобрить подготовленный документ в целом. “Он не имеет срочных к реализации предложений. Это стратегия. Поэтому спешить некуда, за исключением пункта по природному газу. И то, даже если мы примем в такой формулировке по природному газу решение, это не конкретное решение. За ним будут следовать конкретные переговоры”, – отметил белорусский лидер.
Соответственно, было предложено в целом одобрить проект документа и одновременно отправить на доработку, обсудив его в другом формате и в другое время. Эти подходы были поддержаны участниками заседания.
Предполагалось, что Высший Евразийский экономический совет утвердит стратегические направления развития евразийской интеграции до 2025 года. “Перечень мер и механизмов (330 позиций), заложенных в документ, фактически является дорожной картой развития интеграции. Его выполнение предусматривает дальнейшую разработку и подписание 13 международных договоров, более 60 нормативных правовых актов ЕАЭС, внесение порядка 25 изменений и дополнений в Договор о союзе, а также изменений в национальные законодательства государств ЕАЭС”, – сообщали ранее в ЕЭК.
Всего во время саммита главы государств приняли решения по 10 вопросам. В частности была рассмотрена заявка Кубы на получение статуса страны – наблюдателя при ЕАЭС. Высший Евразийский экономический совет решил, что перед этим необходимо провести дополнительные консультации с Гаваной. ЕЭК также было поручено подготовить обоснование для предоставления Кубе статуса государства-наблюдателя.
Президенты на заседании одобрили протокол о внесении изменений в Договор о ЕАЭС, уточнив механизм формирования кадрового состава ЕАЭК, обсудили итоги международной деятельности в прошлом году и утвердили основные ориентиры макроэкономической политики стран ЕАЭС на 2020-2021 годы. Этот документ содержит совместные и национальные кратко- и среднесрочные меры, направленные на дальнейшее улучшение в странах экономической ситуации, сдерживание негативного влияния и минимизацию экономических последствий от внешних шоков, связанных с пандемией коронавируса. В частности предусматривается оказание кредитного содействия Евразийским фондом стабилизации и развития, совместная работа с Евразийским банком развития.
Президенты также утвердили годовой отчет Евразийской экономической комиссии за 2019 год о состоянии конкуренции на трансграничных рынках и мерах, принимаемых по пресечению нарушений общих правил конкуренции на них.
Страны ЕАЭС проведут дополнительные консультации с Кубой перед предоставлением ей статуса наблюдателя
Такое решение принято на заседании Высшего Евразийского экономического совета, которое состоялось в формате видеоконференции.
Как рассказал на заседании председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович, Куба проявляет очень большой интерес к сотрудничеству с ЕАЭС практически с момента создания объединения. С 2018 года кубинское правительство сотрудничает с ЕЭК на основе меморандума о взаимопонимании. Вопрос о предоставлении стране статуса наблюдателя обсуждался комиссией уже дважды.
“Беларусь, Кыргызстан и Армения согласны на предоставление Кубе статуса наблюдателя. Казахстан высказался за проведение дополнительных консультаций с кубинской стороной. Россия также предложила провести консультации, чтобы уточнить все аспекты”, – сказал Михаил Мясникович.
Во время саммита президенты Казахстана и России пояснили свои позиции. По мнению Президента Казахстана, у Гаваны пока нет полного понимания о статусе и правах государства – наблюдателя при ЕАЭС. К тому же, считает он, необходимо в целом разработать критерии к статусу наблюдателя, чтобы у стран не возникало иллюзий, что с его получением они могут претендовать на все привилегии и льготы в ЕАЭС. “Надо четко расчертить права и обязанности, как во всех международных организациях”, – добавил Касым-Жомарт Токаев.
Владимир Путин отметил, что Россия в целом поддерживает заявку Кубы, но хочет понять ожидания кубинских друзей от получения статуса наблюдателя при ЕАЭС.
Правительствам стран ЕАЭС поручено обеспечить реализацию программы либерализации каботажных автоперевозок
“На саммите глав государств Евразийского экономического союза рассмотрена реализация программы либерализации каботажных автомобильных перевозок грузов в странах ЕАЭС. Правительствам стран союза поручено обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных третьим этапом программы”, – отметили в ЕЭК.
На сегодняшний день не все государства ЕАЭС провели соответствующие мероприятия в срок. Армения и Кыргызстан заявили о готовности к запуску третьего этапа программы. Беларусь уже приступила к его реализации: в начале этого года на ее территории осуществлены девять каботажных перевозок. Россия пока не внесла изменения в законодательство, позволяющие перевозчикам других стран союза совершать каботажные перевозки по ее территории.
“Ключевая задача программы – сократить порожние пробеги, снизить транспортные издержки потребителей услуг грузового автомобильного транспорта, – подчеркнули в ЕЭК. – Все это положительно повлияет и на взаимный торговый оборот стран ЕАЭС. При этом изначально программа либерализации каботажных перевозок была согласована Беларусью, Россией и Арменией, затем к ней присоединился Кыргызстан. Казахстан будет участвовать в программе с 2025 года. Ее утвердили президенты стран ЕАЭС в мае 2015 года. Она рассчитана на период с 2016 по 2025 год и состоит из нескольких этапов”.