Беларусь в новом пятилетии, по словам министра, сохранит социальную направленность экономики.
Беларусь в новом пятилетии, по словам министра, сохранит социальную направленность экономики и ее главную цель – рост благосостояния людей. В реальном секторе на первый план выйдет формирование и создание новых высокотехнологичных отраслей и предприятий, а также развитие индустриального потенциала в традиционных отраслях промышленности и сельском хозяйстве, но уже на новой технологической и цифровой основе.
Создание госкорпораций и «проекты будущего»
– Объединение по принципу производственных цепочек от производителя сырья до конечного продукта позволит сократить издержки, по-новому решать вопросы с финансовым оздоровлением ряда организаций, повысить отдачу от государственных активов за счет совершенствования системы управления ими, – пояснил министр экономики. – Конечная цель – выстроить такую рациональную схему взаимодействия между предприятиями, чтобы создавать и продавать не просто товар, а полный продуктовый комплекс. На начальном этапе прорабатывается создание семи госкорпораций в промышленном секторе.
– Каждый из них объединит межотраслевые научно-технические и инновационные разработки, – пояснил Александр Червяков. – Они, в свою очередь, позволят развить новые высокотехнологичные направления – элетротранспортное машиностроение, биофармацевтический сектор, высокотехнологичную медицину, умное городское хозяйство. Это почти 2 миллиарда рублей инвестиций и более 2000 новых высокопроизводительных рабочих мест. Будет продолжена и реализация госпрограммы инновационного развития. В медицине, фармацевтике, машиностроении, химической промышленности, энергетике запланировано свыше 70 инновационных проектов. Для цифровой трансформации экономики предусматривается создание 7 цифровых отраслевых платформ в сфере машиностроения, связи, транспорта, образования.
Упор на регионы
Регионы станут главными локациями проектов реального сектора. Минск и областные центры, имея производственный и научно-исследовательский потенциал, сконцентрируются на привлечении инвестиций в высокотехнологичное производство. Здесь планируется активно подключать частный бизнес, которому будут предложены неиспользованные производственные площадки госпредприятий, участие в госпрограммах импортзамещения и кооперация с крупными промышленными производствами.
В городах с населением свыше 80 000 человек появятся индустриальные площадки с готовой инженерной инфраструктурой. В малых населенных пунктах предполагают сделать ставку на углубленную переработку местных ресурсов: в каждом районе открыть одно или два предприятия, подключив малый и средний бизнес.
– Сейчас отрабатываются стимулирующие меры по принципу: чем меньше потенциал в регионе, тем больше стимулов, – отметил Александр Червяков. – Кроме того, необходимо приблизить инфраструктуру небольших населенных пунктов к городской для привлекательности жизни вне большого города. Дороги, детские сады, школы, медучреждения, транспорт и связь – все предусмотрено в пятилетней программе. Предлагается изменить подходы к градостроительству. Их результатом должно стать увеличение доли возводимого жилья усадебного типа до 40 процентов.
Новые стимулы инвесторам
С очередной пятилеткой начинается новый инвестиционный цикл. На рассмотрение Всебелорусского народного собрания вынесут меры по дополнительным гарантиям защиты прав добросовестного бизнеса и инвесторов. Будет предложено пересмотреть основания для привлечения экономических агентов к уголовной и административной ответственности за правонарушения в экономической сфере.
– За экономические проступки – только экономическое наказание, – пояснил Александр Червяков. – Помимо этого есть ряд других важных моментов. Во-первых, предлагается ввести стабилизационную оговорку для инвесторов, суть которой в неувеличении налогов на срок до 5 лет в рамках инвестдоговора. Во-вторых, ввести правой режим инвестдоговоров, где государство будет гарантировать выкуп части продукции. В-третьих, для инвестпроектов планируется расширить размеры инвестиционных вычетов, которые можно внести на затраты. И, в-четвертых, предстоит расширить полномочия местных органов управления по вопросам регулирования земельных и имущественных отношений.