Если в вашем доме появился первоклассник, следующие рекомендации будут уместны.
? Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не надоедайте из-за мелочей, не укоряйте за ошибки и промахи, даже если вчера предупреждали.
? Не торопите. Умение рассчитывать время – это ваша задача, и когда она вам плохо удается, это не вина ребенка.
? Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, потому что до школьного завтрака ему доведется много поработать.
? Никогда не предупреждайте на прощание: «Смотри ж, не проказничай!», «Веди себя хорошо!», «Чтобы сегодня не было плохих оценок!»… Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов: у него впереди тяжелый день.
? Когда видите, что ребенок чем-то опечален, но молчит, не допрашивайте, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.
? Забудьте фразу: «Что ты получил?» Встречайте ребенка после школы спокойно, не сыпьте на него тысячи вопросов, дайте расслабиться, вспомните, как вы себя чувствуете после рабочего дня, долговременного отношения с людьми. Когда ребенок очень возбужден, когда желает чем-то поделиться, не отмахивайтесь, выслушайте: это не займет много времени.
? Выслушав замечания учителя, не спешите давать нагоняй ребенку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил наедине. Кстати, всегда нелишне выслушать две стороны и не спешите с выводами.
? После школы не спешите сажать ребенка за уроки, нужно 2-3 часа отдохнуть (а лучше и полтора часа поспать) для восстановления сил.
? Не заставляйте ребенка делать все уроки за один раз, после 15-20 минут занятий необходимо делать 10-15 минутные остановки, лучше, когда они будут подвижные.
? Во время подготовки уроков не стойте у ребенка над душой, дайте ему возможность работать самостоятельно, но когда ему нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, выдержка («Не волнуйся, у тебя все получиться!», «Давай разберемся вместе!»), похвала (даже когда не очень получается) необходимы.
? Разработайте единую тактику в семье, свои разногласия насчет педагогических приемов решайте без ребенка.
Н. ЗЛОТНИКОВА, педагог-психолог ГУО «Гимназия № 1 им. Ф.М. Синичкина