Новый выпуск проекта “Неделя Президента”.
Проект “Неделя Президента” – для тех, кто хочет идти в ногу с главой государства, быть в курсе самых актуальных заявлений и решений белорусского лидера.
Глава государства на неделе принял участие в Республиканском педагогическом совете. Как заверил Александр Лукашенко, существенных изменений в отечественной системе образования ждать не стоит, а вот донастройки по определенным направлениям все же необходимы. На мероприятии поднимали широкий круг тем, начиная от окончательного избавления педагогов от ненужной бюрократической писанины до вопросов более глобальных – почему без учителей не получится удержать страну. Глава государства призвал их никого не бояться и подчеркнул, что учитель – это человек Президента.
Затронул Александр Лукашенко и международную проблематику. Например, прокомментировал задержание во Франции сооснователя Telegram Павла Дурова.
Еще одним важным мероприятием в рабочем графике Президента стал доклад об актуальных вопросах информационной политики. Александр Лукашенко дал наказ СМИ по работе во время предстоящей избирательной кампании, рассказал об особенностях отечественной пропаганды и единственном условии, при котором Беларусь будет воевать.
Обсуждали также создание союзного медиахолдинга с Россией, запуск информационного канала и создание видеохостинга.
В пятницу Президент провел ряд международных телефонных разговоров. Говорили о развитии двусторонних отношений. Собеседники также поздравили Александра Лукашенко с днем рождения.
На неделе в целом было много праздничных поводов. С Днем знаний Александр Лукашенко поздравил учащихся, студентов, аспирантов, учителей и научно-педагогических работников.
В Ивацевичах масштабно отпраздновали День белорусской письменности. В своем приветствии участникам и гостям тематических мероприятий Президент подчеркнул важность сохранения и развития национального культурного наследия.
Работников и ветеранов нефтяной, газовой и топливной промышленности Александр Лукашенко поздравил с профессиональным праздником.
Поздравления отправились в Азербайджан, Молдову, Кыргызстан, Малайзию и Узбекистан.
Из подписанных главой государства документов стоит отдельно выделить указ, который касается услуг сотовой связи. Главное нововведение – в Беларуси появится базовый социальный тариф для населения.
Еще один не менее важный документ касается субсидирования при возведении или приобретении жилых помещений. Указ подписан в целях стимулирования юридических лиц к обеспечению своих работников арендным жильем.
На неделе Александр Лукашенко также произвел кадровые назначения в Вооруженных Силах и подписал указ о принятии в белорусское гражданство 243 человек.
Белорусские атлеты продолжают радовать болельщиков в Париже. На этот раз оваций, новых золотых медалей и президентского поздравления был удостоен пловец Игорь Бокий. На нынешних Паралимпийских играх он завоевал уже три медали высшей пробы.
УЧИТЕЛЬ – ЧЕЛОВЕК ПРЕЗИДЕНТА. Стала ли школа храмом и кого не должны бояться педагоги
Александр Лукашенко 27 августа принял участие в Республиканском педагогическом совете. В мероприятии во Дворце Республики приняли участие более 2,5 тыс. человек со всей страны.
Глава государства уже в самом начале, заслушав краткий и весьма благостный доклад министра образования Андрея Иванца, подчеркнул, что в подобном формате следует в первую очередь обсуждать проблемные вопросы, не скрывая и не ретушируя их, чтобы об этом слышала вся педагогическая общественность. И предостерег министерство от возможных попыток утаить от него ту или иную негативную информацию. “Да, мы достигли небывалых высот, никто об этом не думал 20 лет назад, что мы можем достичь этих высот. Но, если мы не увидим, что у нас формируются проблемы долгосрочного порядка, рухнем в ту же бездну, в которой были после распада Советского Союза. Мы это должны видеть. И не надо это ретушировать, не надо это скрывать”, – призвал глава государства.
Президент напомнил о своем требовании, чтобы школа воспринималась не иначе, как храм, куда надо идти с трепетом и стремлением получать знания. И в этом плане многое, если не все, зависит от самих учителей.
“Без вас, учителей, не будет никого. И, самое главное, здоровья не будет. Если вы не научите в школе – врачей не будет”, – заметил белорусский лидер.
Александр Лукашенко также сразу обратил внимание на некоторые проблемные аспекты, но уже в разрезе высшей школы, о чем изначально не прозвучало в докладе министра. Это недобор в вузы, причем преимущественно по сельскохозяйственным и инженерно-техническим специальностям. А это именно те категории специалистов, в которых наиболее остро нуждается страна. “Кушать все хотят. Человека надо накормить, одеть. А это – сельское хозяйство. А инженеры… Как мы без инженеров завтра жить будем? Юристы и историки ни электромобили не создадут, ни атомную станцию не построят”, – заметил Президент.
Еще один аспект – трудовое воспитание. Министр докладывал, что в этом плане работа выстроена и у многих школ есть приусадебные участки. Александр Лукашенко на это заметил, что такая практика есть далеко не во всех школах. “А, может быть, там каждой школе, начиная с вузов, а может, с Министерства образования – каждому по колхозу?” – предположил глава государства. Эту фразу Президента зал встретил аплодисментами.
Насчет колхозов – это, конечно, в определенной степени фигура речи. Главный смысл президентских слов видится в том, что трудовое воспитание учащихся и студентов не должно быть чем-то формальным. Ведь понимание, каким трудом дается и хлеб, и к хлебу, уже во взрослой жизни только на пользу для каждого отдельного человека, да и для государства в целом. А если не на словах, а на деле знакомить школьников со сферой реального производства, то это еще и хорошая профориентация.
Александр Лукашенко таким образом в самом начале максимально заземлил тематику разговора, проведя всем понятные параллели между качеством образования и будущим страны, особенно в нынешней сложной международной обстановке. Услышать от участников мероприятия правду, почувствовать нерв учительства – на такое продуктивное общение Президент сразу настроил участников педсовета.
Говорили о повышении качества образования, совершенствовании системы подготовки рабочих и специалистов, взаимодействии вузов с заказчиками кадров, идеологической составляющей воспитания. Президент детально интересовался у выступавших по тематике их докладов, задавал уточняющие вопросы и сам высказался по актуальным темам.
Сферу образования Александр Лукашенко назвал государствообразующей отраслью. “Да, она требует серьезных вложений. И мы вкладываем и будем вкладывать в нее средства. Если сегодня не будет образованной, воспитанной в своей стране молодежи, завтра не будет и страны”, – подчеркнул белорусский лидер.
За последние три года на развитие системы образования было направлено почти Br30 млрд. Построены и капитально отремонтированы 73 учреждения образования, еще девять возведут до конца года. Только с 2022 года в школы поставлено около 700 автобусов для организации подвоза в тех местах, где рядом нет школы или детского сада. Многое сделано и для укрепления материально-технической базы учреждений образования.
Еще один показатель высокого качества белорусского образования – результаты школьников на международных олимпиадах. Александр Лукашенко обратил внимание, что только за последние три года они завоевали более 200 медалей. Престиж белорусских вузов подтверждается ежегодным ростом числа иностранных студентов. Сегодня это свыше 30 тыс. человек более чем из 100 стран мира. И спрос на получение образования в Беларуси иностранцами постоянно увеличивается.
“Радует, как меняется отношение общества к системе образования. Социологические опросы, которые провела Национальная академия наук, показывают, что более 73% респондентов положительно оценивают работу школы. И Администрация Президента Беларуси фиксирует значительное снижение обращений граждан по вопросам образования. По сравнению с прошлым годом их количество сократилось на 43% (всего 278 обращений). Да и, по сути, социально значимых проблем заявители не поднимали”, – отметил Александр Лукашенко.
Об учительстве в работе Президента
“Я с вами вместе живу в этой жизни, обществе, и я вижу, что происходит. И как человек более информированный знаю больше по каждому из направлений. А сфера образования для меня – важнейшая. Я немножко в ней соображаю, что происходит. 50 процентов, может, больше, моей работы – это учительство. Я должен видеть, анализировать и учить всю страну. Показывать: вот это надо, это… А иногда поставишь задачу, проконтролируешь – не сделано, потом идешь, сам делаешь”, – сказал глава государства.
“Поэтому мы с вами в одной лодке и деваться нам некуда. Темнить, врать или приукрашивать ситуацию не надо. Ситуация вокруг очень сложная. Никогда вокруг Беларуси не было такой сложности, как сейчас. И страну надо удержать. И все хотим быть суверенными и независимыми. А как ее удержать – надо думать всем. И быть готовыми к этому. И все начинается с нас – учителей”, – подчеркнул белорусский лидер.
Александр Лукашенко напомнил о введенных против Беларуси ограничительных мерах и своем требовании к правительству забыть о санкциях и сосредоточиться на развитии экономики. В итоге страна справляется с брошенными ей вызовами, но ситуацию, в том числе в вопросах безопасности, нужно постоянно держать в поле зрения. “Я хочу, чтобы вы понимали: страна живет в очень тяжелый период, вопрос “или – или”, – сказал глава государства.
Об окончании реформ в образовании и необходимых донастройках
“Мы реформировали образование много лет подряд. Потеряли уже счет реформам, запутали людей. Существенных изменений, как я уже обещал, в системе образования больше не будет. Мы не можем каждый год поднимать, окунать педагогическую общественность, власть, самих себя в реформирование, переналадку, слом и строительство нового в системе образования. Не будем делать, потому что уже немало сделано. Надо остановиться, поработать, сделать соответствующие выводы на том, что мы с вами создали. Там, где нужна будет дошлифовка, мы это сделаем”, – сказал глава государства.
Александр Лукашенко обозначил ключевые направления, по которым нужно будет проводить донастройку. Но главное, предупредил он, чтобы при всех донастройках неизменным остался базовый подход – непременно равный доступ к получению образования.
Первое – повышение престижа педагогов, без чего невозможно говорить об эффективности образования: “Учитель должен быть больше чем святым человеком в школе! Поэтому надо сделать максимум в этом плане. И прежде всего вы должны это сделать, вы (учителя. – Прим. БЕЛТА) должны этого захотеть, а мы (власть. – Прим. БЕЛТА) должны оказать всяческую поддержку. Учитель – это человек Президента. Поэтому 50 процентов вашей нагрузки – это моя нагрузка. Все, что касается темы неблагополучных семей, условий жизни социально уязвимых детей, профилактической и организационной работы, – бросить учителя один на один с этими вопросами мы никому не позволим”.
Конечно, престиж любой профессии предполагает и достойный заработок. “По зарплатам мы впервые в истории приблизились к средней по стране. Здесь арифметика проста: вы готовите конкурентоспособных специалистов, экономика растет – растут ваши доходы”, – отметил Президент.
Вторая задача – патриотическое воспитание, что является фундаментом образования. В этом плане сделано немало, но многое еще предстоит. “Работу надо продолжать. И надо помнить: патриота может воспитать только патриот”, – ориентирует белорусский лидер.
Третье – таланты должны оставаться в стране. Для этого необходимо усилить работу со способными детьми в школах и вузах. “Цель одна – они должны жить и работать в своей стране”, – подчеркнул Президент.
Он заявил о планах в следующей пятилетке создать в Беларуси образовательный хаб мирового образца, не хуже Гарварда. Например, на базе одного из факультетов БГУ.
Четвертое направление касается профессий будущего. Глава государства отметил слабую работу в направлении развития специальностей, которые находятся на стыке нескольких дисциплин. Например, телемедицина, агрокибернетика, биохакинг. “Но будем помнить, что искусственный интеллект не заменит вас – живого учителя. Особенно в воспитании навыков адаптивности и нацеленности на будущее”, – заметил Президент.
Пятая задача – подготовка специалистов с навыками внешней коммуникации, умеющих толкаться локтями на жестких внешних рынках. “Для нас важнейший экономический показатель – экспорт. Это вопрос жизни нашей страны. Экспорт – бренд Беларуси как страны с открытой экономикой”, – сказал Александр Лукашенко.
О главной просьбе к учителям и призыве никого не бояться
Президент подчеркнул, что нынешнее поколение белорусов должно сделать все для того, чтобы сохранить страну. “Я очень надеюсь на вас. Только учитель может провести внизу ту политику, которую я хочу, чтобы проводилась. Поэтому я говорил о том, что вы никого не должны бояться. Вы хозяева в этой стране. Как только дрогнете – все, завтра готовьте лапти (плетку нам уже подготовили). Поэтому ни в коем случае не отступайте, никого не бойтесь”, – призвал Александр Лукашенко.
Президент попросил педагогов не бояться обращаться с проблемами по вертикали власти. “Мы вас обязательно поддержим. Как никогда важнейший вопрос – удержать страну в руках. Нам никогда наши дети, внуки не простят, если мы обвалим страну и бросим и ее, – сказал глава государства. – Мы должны сохранить эти земли для наших детей. Без вас это невозможно”.
“Мы уже за эти годы если не поняли, то нащупали то, что нам нужно, что нужно для нашей страны. Давайте ее сохраним для наших детей. Это самая главная моя просьба. Для того чтобы сохранить, будьте жесткими, жестокими если нужно, в школе, чтобы чувствовали, что учитель – святое”, – добавил Александр Лукашенко.
“Мы хозяева в этой стране. Мы с вами выстояли в 2020 году. И мы должны быть хозяевами, мы никого не должны бояться”, – подчеркнул глава государства.
Например, среди педагогов не должно быть никаких опасений по поводу того, чтобы войти в состав избирательных комиссий: “Это же власть в ваших руках. Кому вы ее отдаете? Будущее в ваших руках. Поэтому берите власть в этой стране и действуйте. Мое дело – вас направить и подсказать, а вы – вперед, вперед, вперед”.
Глава государства отметил, что нынешнему поколению, и в том числе в большинстве своем участникам педсовета, предстоит в будущем определять судьбу страны. “Это вы завтра возьмете ее на руки и понесете. Вам надо будет решать вопросы и границы, и войны, и мира, и сельского хозяйства, и промышленности. Я хочу, чтобы вы прониклись: это вам надо будет делать, – сказал белорусский лидер. – Я вижу, что будет завтра, я вижу, что может быть. Нам надо не просто обратить внимание, нам надо спохватиться и взяться за наших детей, чтобы они в школу приходили, как в храм, чтобы у них дрожь по телу шла, как когда-то после войны было”.
Президент отметил, что именно воспитатели, учителя и преподаватели закладывают ценностные ориентиры в подрастающее поколение, а это высочайшая ответственность. “Кто, если не вы, должен формировать у детей правильное восприятие мира, понимание всех процессов, происходящих в обществе и государстве”, – сказал он.
Поэтому в работе системы образования нет мелочей. Любые нестыковки, недоработки приводят к тому, что штормит всю страну, от мала до велика.
Александр Лукашенко в этом плане упомянул некоторые проблемные моменты из сферы образования, которые широко обсуждались в обществе. Например, прошлогодняя история с подсчетами баллов за централизованный экзамен. Он требует, чтобы в вопросе подсчета баллов на экзаменах все было честно и прозрачно, понятно каждому.
Или, например, в нынешнюю вступительную кампанию люди жаловались на большие очереди при подаче документов.
“Еще тема. Сегодня вдруг возник вопрос со школьной формой. На ровном месте. Проблемы большой не вижу, но реагировать надо. Это, казалось бы, мелочь, но мелочей в нашей работе нет!” – акцентировал внимание Александр Лукашенко.
О качестве образования и его соответствии требованиям времени
Президент отметил попытки оппонентов извне дискредитировать белорусскую систему образования. В этой связи он задал риторический вопрос: “Если мы так плохо учим, то зачем гоняться за нашими выпускниками, зачем их тащить туда к себе?”
“Ответ очевиден. Молодые наши соседи – литовцы, латыши, поляки, эстонцы – уже давно ищут счастья в европах и за океаном. Теперь этим соседям и другим нужны наши дети”, – сказал Александр Лукашенко.
Для Беларуси это вызов, и именно система образования должна на него отвечать. Именно поэтому тема повышения качества отечественного образования не уходит из президентской повестки. “Мы постоянно обсуждаем это на совещаниях по экономике, развитию науки, сельского хозяйства, региональной политике”, – заметил белорусский лидер.
В этом плане он заявил и о курсе на усиление роли науки, в том числе вузовской. Сверхидея – это развитие прорывных технологий, открытие новых отраслей. А для этого нужны квалифицированные кадры, способные креативно мыслить, решать нестандартные задачи, перенимать передовой опыт.
“Министр доложил об итогах проверки деятельности вузов и ректоров, проведенной по моему поручению. Но я вам скажу, что это только начало и отсидеться никому не получится. Мы намерены самым бескомпромиссным образом навести порядок в университетах. Да, мы будем поддерживать наших преподавателей, руководство университетов и финансово, и материально. Но и спрос будет увеличиваться”, – предупредил Александр Лукашенко.
Он напомнил о необходимости готовить специалистов под потребности экономики, усилении практической составляющей обучения. Иначе дипломированного выпускника приходится доучивать уже на рабочем месте, а это в современных условиях – непозволительная роскошь.
Глава государства предложил ввести практику предварительного распределения до окончания вуза (возможно, на третьем курсе), чтобы будущего молодого специалиста ориентировали на особенности работы конкретного предприятия. “Этот вопрос надо серьезно проработать”, – сказал Президент.
Критические замечания главы государства касались также самих заказчиков кадров: “Именно вы должны определить компетенции, которые нужны специалисту, и активно участвовать в разработке учебных программ и квалификационных требований”. А тут уже должны активно подключиться сами преподаватели вузов. “Никакой инженер с производства или замдиректора, мастер к вам не придет и не скажет: “Давайте переработаем программу”. Вы (педагоги. – Прим. БЕЛТА) должны туда прийти и предложить”, – уточнил Александр Лукашенко.
Что касается школ, то сейчас туда приходят учиться дети новой технологической эпохи – те, кто с пеленок держит в руках гаджет, и это данность. “Вы еще вчера должны были подумать, с какими методиками, программами, с каким букварем будете входить в класс к таким ученикам”, – заметил Президент.
Он подчеркнул, что настоящий учитель должен уметь работать не только с детьми, но и с их родителями: “Да, родители тоже другие – или самоустранившиеся, или излишне требовательные. Хотят, чтобы школа сделала из их чада новых эйнштейнов. Но авторитетный педагог сумеет сделать их всех союзниками в образовательном процессе”.
Президент обратил внимание и на имеющуюся взаимосвязь между воспитанием детей в школах, обучением и их последующей судьбой и ролью в жизни родной страны. “Посмотрите, кто сегодня гвалтом кричит, что он бедный, нищий и у него чего-то не хватает. Посмотрите, как он учился в школе. Одни бедолаги мучаются, корячатся, (чтобы. – Прим. БЕЛТА) получить высшее образование, стремятся к чему-то – ну просто молодцы. А он в школу шалтай-болтай ходил, ему наплевать было на учителя, директора, – привел пример глава государства. – Мы должны принимать меры. Не ждите указаний никаких”.
О связке “колледж – вуз” и важности профтехобразования
“Надо более активно продвигать связку “колледж – вуз”. Идти дальше по этому пути”, – поставил задачу Президент.
Он отметил, что в колледжах страны на хорошем уровне организована практическая подготовка, но и здесь есть потенциал для закрепления навыков на реальных производствах.
Александр Лукашенко заявил о необходимости выпускать больше специалистов среднего звена и направлять на обучение в вуз только тех, кто закрепился в профессии. “У таких людей и практика уже есть, и мотивация соответствующая. Они уже на зуб попробовали эту профессию, – пояснил он свою позицию. – Это уже по-настоящему влюбленные в профессию люди. Их не надо агитировать. Они, если аграрии, или агрономы, или зоотехники, или экономисты, – они уже не уйдут в другую профессию. Поэтому нам очень важно эту середину – между школой и вузом – обязательно сохранить”.
Главное, подчеркнул белорусский лидер, не уничтожить профтехобразование, иначе будут колоссальные проблемы. Беларусь в этом в плане выгодно отличается от многих стран на постсоветском пространстве. “У нас есть база, и мы можем на этой базе подготовить больше рабочих рук, мастеров, прорабов. Это важнейшее звено”, – сказал Президент.
О бюрократической нагрузке на педагогов и опасном “воспитателе”
Глава государства отметил большую внеклассную работу, которую проводят педагоги и которая, по его словам, очень важна и требует много времени. Вместе с тем непозволительно, если при этом учитель задавлен бессмысленной бюрократической писаниной, которую потом никто не читает.
“Я думаю, Андрей Иванович (министр образования Андрей Иванец. – Прим. БЕЛТА), вы после этого разговора примете радикальное решение. Учитель не должен заниматься каким-то барахлом, писать какие-то отчеты, которые не нужны”, – сказал Президент. Это его утверждение зал встретил аплодисментами.
Александр Лукашенко напомнил, что неоднократно говорил о недопустимости таких подходов. “Я больше на эту тему разговоров слышать не должен. Примите лично решение”, – еще раз подчеркнул глава государства.
Вместо бюрократической писанины гораздо лучше, чтобы педагог тратил время на воспитательную работу, что как раз непосредственным образом входит в круг его профессиональных обязанностей. Это и тема патриотического воспитания, о котором уже говорилось выше, и обучение детей безопасному поведению в сети. “Но не будем забывать про еще одного “воспитателя” наших детей, агрессивного и очень порой опасного. Это интернет. Нам брошен очередной серьезный вызов”, – констатировал Президент.
Он ориентировал всех – педагогов, родителей, правоохранительные органы, общественные объединения, лидеров мнений – на то, чтобы максимально консолидироваться для решения этой проблемы. “Надо знать, достаточно ли мы делаем для формирования у детей навыков безопасного поведения в сети, понимания основ информационной гигиены. Необходимо проанализировать и усилить эту работу значительно”, – поставил задачу Александр Лукашенко.
Президент позитивно отозвался о том, что делает школа в данном направлении: экскурсии, поисковая работа, военно-патриотические клубы и классы. “Это отвлекает ребенка от ненужной интернет-среды, показывает, насколько интересной может быть реальная, а не виртуальная жизнь, какие возможности открыты для реализации каждого”, – уверен он.
О зарплатах, жилье и отношении на местах к выпускникам
Президент подтвердил планы к 2025 году выравнять зарплату работников образования со средней по стране: “Учитель был и остается опорой государства. Известно, с каким уважением я отношусь к вашему труду. Вопросы социальной поддержки учителей, укрепления положительного имиджа педагога и школы – приоритетнейшее направление нашей политики. И работа в этой сфере будет продолжена. К 2025 году мы выравняем заработную плату работников образования со средней по стране”.
Президент напомнил, что в Беларуси ведется работа по обеспечению жильем работников сферы образования.
В Минском районе вручили ключи жильцам первого дома для учителей. Планируется аналогичное строительство и в Брестской области. Александр Лукашенко предложил подумать о целевой программе строительства жилья для работников социальной сферы во всех регионах.
Глава государства в своем выступлении коснулся также темы отношения на местах к выпускникам, которые приезжают работать по распределению: “Мне поступает информация о недопустимом отношении к выпускникам. Зачастую их заставляют выполнять работу, вообще не требующую квалификации. И это я еще мягко выразился”.
Аналогичная ситуация, по словам Президента, с жильем, когда условия проживания только с большой натяжкой можно назвать удовлетворительными. В связи с этим Александр Лукашенко напомнил, что в жилищной политике государства взят курс на преимущественное строительство арендного жилья: “Если вузу, школе, колледжу, заводу, фабрике нужны люди, мы им окажем поддержку в строительстве жилья. Они (учреждения и предприятия. – Прим. БЕЛТА) должны иметь возможность предложить тем людям, которые хотят у них работать, в том числе и жилье”.
Глава государства также потребовал искоренить практику, когда отдельные руководители предприятий каждые два года просят нового специалиста взамен отработавшего по распределению. “Это абсолютно недопустимо!” – заявил он.
ЕСТЬ ЧТО ЛЮДЯМ ПОКАЗАТЬ. На что Лукашенко ориентирует СМИ в предстоящую избирательную кампанию
Президент 29 августа заслушал доклад об актуальных вопросах информационной политики. В числе участников мероприятия были замглавы Администрации Президента, министр информации, председатель Белтелерадиокомпании и пресс-секретарь главы государства. В числе основных вопросов доклада были реализация ранее данных поручений главы государства и значимых общественно-политических проектов ведущими средствами массовой информации Беларуси, а также создание медиахолдинга Союзного государства.
“Мы скоро вступаем в предвыборную кампанию. Естественно, что средства массовой информации, к счастью, слава богу, будут играть практически одну из ведущих ролей в этой ситуации. Я говорю к счастью, что не другие проблемы, войны и прочее. Лучше на этом поле будем воевать пока и сражаться, хотя не совсем просто это”, – отметил Александр Лукашенко.
“Я, конечно, благодарен всем вам, что вы берете самые актуальные темы нашей жизни. И меня там порой неплохо показываете. Спасибо, конечно. Но нам предстоит в эту предвыборную кампанию показать, чего мы достигли в это время. И нам опять не надо кого-то за уши сюда тянуть. Есть что показать людям, – добавил белорусский лидер. – Да, у нас есть немало недостатков. Ну что поделать… У всех они есть. Но сделано немало, и надо это людям показать. А люди пусть уже определяют, что им делать и кого выбирать”.
Поэтому, по словам главы государства, очень важен вопрос подготовки средств массовой информации к предвыборной кампании. “Валить в пользу действующего Президента, если он будет кандидатом, нам тоже не надо. Спокойно надо показать то, что есть”, – подчеркнул Президент.
Об особенностях национальной пропаганды
“Я призываю вас основываться на правде. И пропагандировать будем только нашу белорусскую правду, – сказал глава государства. – У нас хватает тем, выгодных для нас. Но они очень выгодны для нас – показать их (надо. – Прим. БЕЛТА), как они есть”.
“Мы в удивительном положении оказались в этом плане. Нам не надо ни врать, ничего придумывать. А другие страны этого не могут. Им надо действительно там… что-то подать в выгодном ключе, мягко скажем. Нам это не надо. Нам надо показывать, как оно есть”, – ориентирует глава государства.
Александр Лукашенко привел в качестве примера миграционную политику. В этом вопросе и сам глава государства, и белорусские СМИ ничего не скрывают и показывают ситуацию так, как она есть.
О единственном условии, при котором Беларусь будет воевать
Абсолютно понятная и честная политика белорусской стороны и в отношении украинского кризиса, констатировал глава государства. “Плохо становится от того, что я читаю – эти обзоры мировых средств массовой информации: “Да Лукашенко то, да он это…”. Да он завтра “аддасць загад – пойдуць туды”, – отметил он.
“Нiякiх загадаў”, никаких приказов, чтобы идти за пределы нашей страны не было и не будет. Мы только тогда будем воевать, когда придут к нам с плохими намерениями. Вот и все”, – заверил Александр Лукашенко.
О создании союзного медиахолдинга с Россией
Вопрос создания медиакомпании Союзного государства обсуждается уже на протяжении нескольких лет, и в январе текущего года на заседании Высшего госсовета было принято соответствующее решение. Теперь его надо реализовать на практике, о чем также шла речь на докладе у Александра Лукашенко, который является и Председателем ВГС.
“В последнее время у нас установились очень теплые дружеские отношения с россиянами, особенно наверху. Я думаю, это будет способствовать созданию нормального самостоятельного медиахолдинга на равных. Это главное. Если мы строим наш союз, главный принцип – равные условия. Никто под козырек не берет, никто никому не подчиняется. На равных. И мы с Владимиром Путиным много обсуждали эту тему. Я ни разу не слышал от него, когда мы обсуждаем эти вопросы, чтобы он сказал: слушай, вот мы тут большие, вы малые, давайте так, давайте эдак”, – сказал белорусский лидер.
Как рассказал замглавы Администрации Президента Владимир Перцов, проект создания медиахолдинга находится в высокой степени организационной готовности. Подготовлены проект постановления союзного Совмина, устав автономной некоммерческой организации “Медиакомпания Союзного государства”, решаются вопросы кадрового состава.
Александр Лукашенко также поставил задачу активнее сотрудничать с крупными российскими СМИ. “Они пошли нам навстречу, мы также в этом очень заинтересованы. Нам надо это взаимодействие расширять, его усиливать надо. В последнее время ваш, наш голос очень слышат в мире – белорусских средств массовой информации, особенно телевизионных каналов, интернет-вещание ваше – очень прислушиваются. Но, давайте откровенно, россиян лучше и больше слышат. Поэтому если мы будем там присутствовать, тоже важно”, – заявил белорусский лидер.
О запуске Первого информационного телеканала и видеохостинга
Александр Лукашенко на мероприятии прокомментировал скорый запуск Первого информационного телеканала, который накануне был презентован в Белтелерадиокомпании.
Президент выразил пожелание, чтобы новый медиаресурс действительно оправдал ожидания людей. “Обязательно сделайте, чтобы это был настоящий белорусский канал. Без всякого вранья”, – сказал он.
“Честь и слава вам, что вы все-таки решили сами своими силами реализовать этот замысел. Хотя, ставя перед вами когда-то эту задачу, я думал, что вы будете привлекать и иностранцев для того, чтобы это все создать. Но когда вы сказали сами, я думаю: ладно, сами, может быть, что-то недоработаем, но потом донастройку, как у нас принято говорить, осуществим. Но я, как и вы, очень переживаю за то, как люди воспримут все это”, – сказал белорусский лидер.
Президенту также доложили о скором запуске видеохостинга videobel.by. Это OTT-платформа, на которой будут размещаться программы и различные рубрики. “Если хотите, это достаточно слабый аналог, но такой первый шаг к созданию белорусского YouTube”, – заявил журналистам замглавы Администрации Президента Владимир Перцов.
БЕЛТА