Широкий круг вопросов обсудили участники диалоговой площадки по теме социальной сферы – образования, культуры, спорта, экологии. Дискуссия проходила в Гродненском государственном медицинском университете. Участвовали в ней не только эксперты, но и просто активные горожане.
– Важно, чтобы все вопросы решались за круглым столом, – отметил перед началом форума председатель Постоянной комиссии по образованию, науке, культуре и социальному развитию Совета Республики Виктор Лискович. – Мы должны выявлять проблемы, которые есть в жизни общества, и совместно находить оптимальные пути решения. Диалоговая площадка – платформа, где данные вопросы как раз могут и будут решаться. Преждевременно говорить о количестве возможных преобразований, куда важнее их качественная составляющая, реальная польза.
Модератором диалоговой площадки стала новый ректор медицинского университета Елена Кроткова. Образование, по ее мнению, – одно из главных достижений страны и в то же время одна из самых гибких сфер, требующая постоянных изменений, движения вперед.
Дискуссия началась с выступления одного из экспертов. Начальник главного управления образования облисполкома Руслан Абрамчик высказался за то, чтобы закрепить в Конституции обязательное получение общего среднего образования. В качестве аргумента он привел пример из личного опыта, когда родитель не отпускал своих детей в школу под предлогом того, что дома они сами читают книжки.
– В чем ценность этого тезиса? – задал риторический вопрос эксперт. – Он даст нам возможность бороться за право каждого ребенка на образование и снимет вопрос о незанятости ребят после окончания базовой школы, потому что, к сожалению, учиться дальше продолжают не все.
Спикер обозначил еще одну тему, которая звучала и на диалоговой площадке по молодежной политике. Юношей, как оказалось, беспокоит вопрос трудоустройства после службы в армии. Парни говорили об отсутствии опыта работы после возвращения на «гражданку», о частичной потере знаний, полученных в учебном заведении. Ребята хотели бы получать какие-то преференции, которые в таком случае помогали бы им трудоустраиваться. Вопрос справедливый, но непростой, признали участники дискуссии. Придется поработать над конкретными предложениями по нему.
После спора на эту тему к открытому микрофону подошел пенсионер из Гродно Сергей Будник. Он рассказал, что работал главным энергетиком на заводе, много путешествовал, интересовался тем, как люди живут в разных странах, и для себя сделал много выводов. Мужчина посоветовал ввести логику в школах как обязательный предмет, а еще – больше рассказывать школьникам о других странах, чтобы молодежь имела реальные представления о сложностях, с которыми там сталкиваются люди, и больше ценила достижения своего государства. Пенсионер попросил усилить патриотическое воспитание: чаще и громче говорить о хорошем, особенно в сети. Сейчас это, по словам гродненца, самый верный способ достучаться до молодых.
– Знания мы даем, но воспитательные моменты действительно где-то упускаем, – согласился с выступающим Виктор Лискович. – Ключевой фигурой, как бы то ни было, остается педагог, его авторитет перед учениками, родителями. Когда учитель искренне любит свою страну, он обязательно передаст это чувство детям. Потому так важен подбор педагогических кадров.
К следующему вопросу ректор Гродненского государственного университета имени Янки Купалы Ирина Китурко подошла с некоторой осторожностью, выразив не самое популярное среди молодежи, но в то же время справедливое мнение. Студентов-бюджетников, которые были отчислены из университета, по мнению ректора, стоило бы обязать к возмещению расходов государства на их обучение.
– Университеты сталкиваются с отчислениями: когда это молодой человек, обучающийся на платном отделении, – дело его, – начала Ирина Китурко, – но когда уходит студент-бюджетник, по разным причинам: вдруг надоело, выбрал не ту профессию…Государство к тому моменту уже затратило на его обучение определенные средства, а отдачи, выходит, не получило никакой. Материальную ответственность сегодня несет только молодой специалист, который получил диплом и не приехал по месту распределения, а тот, кто, к примеру, прошел весь этап, получил полный комплекс компетенций, сдал госэкзамен, но не явился на защиту дипломной работы, оказывается, никому ничего не должен.
От образования участники диалога постепенно перешли к культуре. В этой сфере прозвучало тоже немало конструктивных предложений. Одно из них – разрешить продавать сувенирную продукцию мастеров в центрах ремесел и народного творчества. Эксперты сочли предложение интересным, особенно в призме продвижения туризма в регионе.
Выступление следующего участника дискуссии также косвенно касалось туристов. Многие гости, приезжая в регион, хотят увезти с собой какое-нибудь произведение искусства, например, купить картину в выставочном центре. Но для пересечения границы нужно иметь при себе заключение специалистов о том, что эта картина не является культурной ценностью. Документ можно получить в Министерстве культуры, но кто же ради этого поедет в Минск? Возможность нужно предусмотреть на местном уровне, подчеркнул выступающий.
Звучали вопросы касательно аттестации экскурсоводов, агротуристического бизнеса. Затем последовали инициативы в сфере спорта.
– В школах у нас есть достаточно хорошие спортивные залы, стадионы, где можно проводить соревнования по игровым видам спорта, баскетболу, волейболу, гандболу, – взял микрофон один из участников. – Почему бы не начать повсеместно создавать школьные команды, которые проводили бы соревнования между собой, привлекать к работе тренеров?
В качестве примера привели Канаду, где существует похожая практика: предмета физическая культура у них нет, зато каждый ребенок посещает какую-то спортивную секцию. Этот подход участники диалоговой площадки посчитали интересным и решили проработать его детально.
Поступило предложение активнее развивать велосипедный транспорт и сеть велодорожек в городах – и для здоровья полезно, и для окружающей среды. К диалогу подключилась жительница Гродно Анастасия, когда речь зашла об экологии. Она выразила озабоченность понижением уровня грунтовых вод, которое происходит в том числе из-за осушения болот.
– Вместо осушения интересные живописные места, уголки природы можно использовать как часть маршрута для туристов, превращая в туристические объекты, места притяжения иностранных гостей, – поделилась идеей гродненка.
Диалоговые площадки в регионе продолжат работу. Свои предложения в рамках «Гродненского диалога-2020» вынести на обсуждение может любой желающий. Достаточно зайти на сайт облисполкома и заполнить форму в специальном разделе. Эксперты призывают к активному выдвижению инициатив: тезисы, обозначенные сейчас, будут обобщены и вынесены на Всебелорусское народное собрание.
Фото Артёма Турлая