«ВОЛЧЬЯ ТОПОНИМИКА»
Интересно, что у славян и балтов «волчья топонимика» была довольно популярна с древнейших времен. Волк, как олицетворение воинской доблести, почитался нашими предками наравне с языческими богами. Лучшие воины и охотники назывались «слугами (детьми) волка».
До сих пор на постсоветском пространстве «волчьи» топонимы встречаются в России и Украине. В Беларуси две деревни с названием «Волчки» есть в Минской области и еще две – на Витебщине. Деревня с таким же названием есть и в Щучинском районе Гродненской области.
Кроме этого, местные жители рассказывают, что недалеко от деревни Волчки находится урочище с названием Волчьи Горы.
«РАДЗІМЫ КУТ МОЙ»
Много интересной информации об истории деревни и ее жителях содержится в книге Николая Ивановича Ракевича «Радзімы кут мой. Вёска Ваўчкі і ваколіцы», вышедшей в 2009 г.
«Калi я разважаю пра сваю вёску Ваўчкі, – пишет Николай Иванович, – то ў першую чаргу думаю пра людзей, якiя тут жылi спрадвеку, якую карысць яны прыдбалi сабе, сваёй сям’i, родным, блiзкiм людзям, сваёй ваколiцы, сваёй нацыi. У многiх варунках лёс нашых людзей, нашай Беларусi залежаў ад тых акалiчнасцяў, у якiх iм прыходзiлася жыць i дзейнiчаць…
У нашай вёсцы прышлымi жыхарамi лiчылiся: Хартановiчы, Юдыцкiя, Шлыкi, Турлай, Кiрвiда. Ваўчкі, Гушчы, Урублеўскiя сталi жыхарамi в. Ваўчкі пасля iх перасялення на хутары з в. Клепачы. Ядром нашай вёскі сталi Ракевiчы. Усе Ракевiчы вядуць свой род Ракевічаў (Хведарчукоў) з в. Клепачы».
Николай Иванович пишет: «Двор Ваўчкі належаў нейкаму Маркевічу i ў пачатку заснавання вёскі Ваўчкі (16 ст.) вясковых гаспадароў тут было нямнога. Вёска пачала хутка расцi пасля таго, як тут сталi сялiцца адстаўныя салдаты з былых рэкрутаў ад вёскі Клепачы. Вясковая абшчына в. Клепачы надзяляла сваiх былых рэкрутаў у вёсцы Ваўчкі агародам у памеры 1 га. Калi былыя рэкруты заводзiлi сям’ю, iм павялiчваўся зямельны надзел да 12 дзесяцiн».
Привожу только несколько цитат из этой уникальной книги. Полный ее текст есть в свободном доступе в сети Интернет.
«ПЯТЬ ХАТ НА ПЯТЬ УЛИЦ»
Жители, которых в деревне осталось немного, шутят, что в Волчках осталось «пять хат на пять улиц». На самом деле, сегодня в деревне в 22 дворах проживают 37 жителей.
Деревня не выглядит заросшей и заброшенной. Все жители стараются следить за своими подворьями, ведут приусадебное хозяйство, держат домашних животных, в том числе 6 коров.
АУТЕНТИЧНЫЕ ПОСТРОЙКИ
Аутентичных белорусских бревенчатых построек в Волчках почти не осталось. Одна из самых интересных – дом Брониславы Король на улице Победы.
– Дом Брониславы Павловны Король – самый старый в деревне, – рассказывает Вера Васильевна Ефимович. – Он был построен еще до войны. Бронислава Павловна родилась в 1903 году и последние годы жизни считалась старейшей жительницей деревни. Рядом с ее домом есть еще одна интересная постройка – погреб для хранения картофеля.
В одном из примечательных домов жил лесник Михаил Петрович Ракевич. Он умер, но за домом продолжает следить его сын.
ЛАЗОВЫЕ ЛАБЗОВСКИХ
Сейчас старейшим жителем деревни является Вера Владимировна Ракевич (1934 г.р.).
– Старше меня в Волчках никого нет, – говорит пенсионерка. – Мои родители Владимир Матвеевич и Елена Константиновна Лабзовские родом из Клепачей. «За польским часом» мы жили неподалеку от Волчек, на хуторе, который назывался Лазовые. У родителей было большое хозяйство. Держали двух коней и четыре коровы. Стояли хлев, гумно и сарай. Соседи были все трудолюбивые. До 4-го класса мы с другими ребятишками ходили в школу в Клепачи.
ФОЛЬВАРОК ЗАРАКИТНО
Вера Владимировна рассказывает, что рядом с хутором Лазовые находился фольварок Заракитно. «При поляках» там жили паны Шухарты. Дочь Хартоновичей – жителей д. Волчки – была замужем за одним из Шухартов. В 1939 году они уехали в Польшу.
– Богатые были люди, – вспоминает Вера Владимировна, – боялись, что их репрессируют. У них в Заракитно стоял большой дом. Все было обсажено липами. Земли было много. С одной стороны дороги шла земля озерницкая, а с другой – волчковская. А чуть дальше – земля Шухартов. На месте, где был фольварок, уже ничего нет.
ГОДЫ ОККУПАЦИИ
Местные жители говорят, что им очень повезло, что в годы оккупации фашистские каратели никого у них не расстреляли и дома в деревне не жгли. Они вспоминают, что в первые дни войны в деревне останавливалось много беженцев.
– Мы в Лазовых жили рядом с лесом, – рассказывает Вера Владимировна. – Партизаны у нас дневали и ночевали. А немцы стояли на горе, там, где железная дорога проходит. Там был построен деревянный барак, где жили немцы. Нам издали было видно, когда идет патруль, и партизаны успевали скрыться в лесу. Но однажды, в спешке, один из партизан оставил у нас коня. Немцы обыскали дом, построчили по лесу из автоматов, забрали этого коня и ушли. Полицаи постоянно ходили, проверяли, искали партизан. Но, к счастью, никого не расстреляли. Когда нас освободили в 1944 году, отец пошел на фронт. Он под Будапештом был ранен. Лежал в госпитале и вернулся домой только в августе 1945 г.
ВРЕМЯ КОЛХОЗОВ
Вера Владимировна рассказывает, что после войны хутор Лазовые присоединили к колхозу, организованному в д. Клепачи. Через некоторое время земли бывших хуторян отошли к колхозу в Волчках.
– Мой супруг Михаил Иванович Ракевич, – вспоминает Вера Владимировна, – работал пастухом, а я – дояркой. Все время трудились в колхозе «Прогресс», никуда не выезжали. Я работала на ферме в Волчках. Сначала была старая ферма. Помню, как мы водили поить коров на речку Оковку. А потом новую ферму построили. В этом доме я живу уже 64 года. Построились после войны, а теперь обложили кирпичом. По хозяйству сын помогает.
МНОГО ХОРОШИХ ЛЮДЕЙ
– Я родом из д. Ростевичи Зельвенского района. Живу в Волчках с 1965 года, – рассказывает Валентина Васильевна Ракевич (1945 г.р.). – Тогда в деревне было много очень хороших, трудолюбивых людей. И домов примечательных было много. В Волчках мы познакомились с моим будущим мужем – Александром Васильевичем Ракевичем. Он всю жизнь добросовестно работал на железной дороге. Я храню его грамоты и награды.
* * *
Семимильные шаги прогресса каждый день заполняют наши «гаджеты» и мысли мегабайтами «чужой» информации. Наши дети и внуки все чаще изучают историю своей малой родины не по рассказам бабушек и дедушек, а по сомнительным видео-роликам в Интернете. К сожалению, «своя» информация не держится в умах и те, кто всю жизнь хранил верность теплу родного очага, остаются доживать свой век так и не услышанными, один на один со своей памятью.