В период времени с 27 апреля по 04 мая 2024 года на территории Республики Беларусь проводится республиканская профилактическая акция под названием «Мотоциклист!».
В период проведения профилактического мероприятия, сотрудниками ГАИ ежедневно в ходе надзора за дорожным движением, будет осуществлен действенный контроль за соблюдением водителями мототранспорта Правил дорожного движения, иных актов законодательства в области дорожного движения, в том числе в виде смешанного контроля.
В текущем году на территории области сложилась неблагоприятная обстановка с аварийностью с участием мототранспорта. С начала 2024 года на территории области зарегистрировано 4 (Берестовицкий район-1, Гродненский район-1, г. Гродно-2) дорожно-транспортных происшествий с участием мототранспорта, в которых 1 погибший и 4 ранено.
Основные Правила безопасности при управлении мопедом (скутером), мотоциклом!
Владельцы мототранспорта недооценивают опасность данного вида транспорта.
Водитель скутера – полноценный участник дорожного движения, который обязан знать и выполнять все требования Правил дорожного движения. Для управления скутером требуется наличие водительского удостоверения категории «АМ», мопед должен быть зарегистрирован в ГАИ. В целях обеспечения безопасности запрещено выезжать на скутере без застегнутого мотошлема.
Следует знать, что скорость движения скутера значительно ниже остальных транспортных средств на дороге, а значит для того, чтобы не мешать другим участникам дорожного движения, двигаться на мопеде можно не далее 1 метра от правого края проезжей части дороги. При этом выезд далее 1 метра от ее правого края допускается лишь для объезда препятствия и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота. Таким образом, находясь в стороне от основного транспортного потока, водитель мопеда и сам находится в большей безопасности и никому не мешает. Это требование необходимо четко выполнять еще и потому, что водитель скутера гораздо слабее защищен от получения травм в случае ДТП. Как и любое транспортное средства скутер должен эксплуатироваться только в технически исправном состоянии, без каких-либо переделок. Также в ПДД определен еще ряд запретов для водителя мопеда или скутера, а именно:
– нельзя двигаться, не держась за руль и (или) не держа ноги на подножках, т.к. при такой посадке за рулем вы не в полной мере можете контролировать поведение скутера, и не сможете вовремя среагировать на изменившуюся дорожную обстановку;
– на дороге, имеющей трамвайный путь, и на дороге, имеющей более одной полосы для движения в данном направлении, нельзя поворачивать налево или разворачиваться;
– на мопеде нельзя перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией мопеда, в случае наличия предусмотренного места – пассажир должен быть старше 12 лет;
– нельзя перевозить грузы, которые выступают более чем на 0,5 метра по длине или ширине за габариты транспортного средства, а также грузы, мешающие управлению этим транспортным средством;
– водителю мопеда запрещается ездить по тротуарам, велосипедным и пешеходным дорожкам, дорожкам для всадников.
При этом владельцы мопедов должны помнить об обязательном движении днем с включенным ближним светом фар. Не будет лишним надеть жилет или одежду повышенной видимости со световозвращающими вставками. Так вы будете более заметны для других участников дорожного движения.
10 правил безопасной езды на мотоцикле (мопеде, скутере)
- Контроль обстановки. Всегда старайтесь контролировать окружающую обстановку, регулярно бросайте взгляд в зеркала, прислушивайтесь к тому что происходит вокруг, крутите головой.
- Скоростной режим. Ездите с разумной скоростью – не превышайте скорость потока более чем на 15 – 20 км/ч, в стоячей пробке, по межрядию езжайте медленно и с готовностью немедленно остановится – иногда стоячие пробки пересекают велосипедисты, пешеходы, которых за машинами невидно, в автомобилях внезапно открываются двери и т.д.
- Состояние дороги. Дорожная поверхность – будьте особенно осторожны пересекая линии разметки – они выпуклые и скользкие, особенно – в мокром состоянии. Песочек, камешки на трассе при наезде на них могут привести к падению, а уж если где-то разлит бензин, дизтопливо или масло – сцепление шин падает как при гололёде.
- Экипировка. Всегда старайтесь ездить в полном защитном обмундировании – шлем, перчатки, куртка с защитой, штаны с защитой, обувь с защитой. При езде с открытым визором опасайтесь попадания в глаза песка, насекомых.
- Заметность на дороге.Ездить всегда следует с включенным ближним светом, в некоторых случаях, когда нет ослепления встречных (скажем, ярким солнечным днём) – можно и с дальним. Одетая поверх мотокуртки оранжевая или жёлтая “дорожная” жилетка, равно как и одежда и мотоцикл ярких расцветок, отражающие элементы на одежде – никак не помешают.
- Слепые зоны. Избегайте подолгу находиться в одной позиции, особенно если есть возможность, что в зеркала вас при этом кому-то невидно. В сомнительных ситуациях не бойтесь “порычать” двигателем, бибикнуть, моргнуть дальним светом, чтобы обозначить своё присутствие.
- Плавное управление. Избегайте торможения и ускорений при проезде сложных, скользких мест – песка на дороге, камушков, пересечении линий разметки, рельс. По возможности старайтесь в повороте не тормозить, рельсы пересекать по возможности под прямым углом и на ненаклонённом мотоцикле. Если в повороте видите песок или другую опасность – по возможности ставьте вертикально мотоцикл перед его проездом или хотя бы максимально увеличивайте радиус поворота со снижением скорости, перед заездом на опасный участок у вас должен быть “ровный газ” – без замедлений и ускорений.
- Обстановка. Смотрите не только перед собой, но и на ситуацию в целом. Частая ошибка начинающих водителей, особенно в движении по городу – смотрит только на впереди едущую машину. В результате, когда она начинает тормозить, это для него неожиданность, хотя если бы смотрел кругом, видел бы что 3-4 машины впереди – весь ряд – замедляется, то и сам бы своевременно начал замедляться и был бы готов к замедлению/манёвру. Контролируйте интервалы (зазоры по бокам) и дистанции (расстояние до впереди и сзади едущего). Не прижимайтесь сильно к впереди едущему, дистанция должна быть не менее 2 секунд, а лучше 3 – 5.
- Езда ночью.Проявляйте особую осторожность при езде ночью – видимость намного меньше, если трасса идёт рядом с лесом – шоссе могут переходить и перебегать разные животные, которых можно увидеть слишком поздно. Снижайте скорость движения до безопасной – оптимально вы должны смочь остановится на меньшей дистанции, чем дальность видимости. Не забывайте, что на дорогах могут находиться/лежать люди в состоянии сильного алкогольного опьянения, на обочинах и не только может быть оставлена авто- и тракторная техника без освещения и т.п.
- Никогда не спешите. Никогда, никуда не спешите, кроме совсем крайних случаев – когда от скорости буквально зависит жизнь или смерть. Встреча, даже крайне важная, опаздывание на работу и т.п. – они того не стоят. Именно из-за спешки происходит большинство аварий. Никто не умрёт, если вы опоздаете на 2 – 3 – 5 минут, а вот из-за гонок в морг попасть – более чем реально, каждый год десятки, сотни это доказывают. Помните – дома вас ждут близкие…
Только в Ваших руках имеется возможность исключить трагические последствия дорожно-транспортных происшествий по причине управления мототранспортом Если Вы увидите нарушения ПДД со стороны водителей мототранспорта, незамедлительно об этом сообщите по телефону 102.
Старший госавтоинспектор МО ГАИ О.В.Левкевич