Решим вопрос пластично. До конца месяца МАРТ проводит мониторинг в общепите: отказались ли там от пластиковой посуды, запрещенной к использованию

Всемирный день защиты прав потребителей в этом году посвящен решению проблемы пластикового загрязнения планеты.

К 2050 году в Мировом океане пластика по весу будет больше, чем рыбы. Об этом предупреждают мировые ученые и экологи. И призывают каждого быть рациональнее в своих действиях. Призыв актуален, несмотря на пандемию. Так, Всемирный день защиты прав потребителей в этом году посвящен решению проблемы пластикового загрязнения планеты. Что для этого сделано в нашей стране, а что в планах, узнавала корреспондент «Р».

В Беларуси реализуется план по поэтапному снижению использования полимерной упаковки. Соответствующее решение Совмин принял еще в начале прошлого года. Среди норм документа — увеличение мощностей по производству сырья для биоупаковки, развитие переработки вторресурсов, внедрение депозитно-залоговой системы обращения тары. Из введенного уже — крупные торговые объекты предлагают покупателям воду и в стекле, в ретейле есть пакеты, посуда и столовые приборы из биоматериалов. С 2021 года введен запрет на продажу и использование одноразовой пластиковой посуды. Речь идет о ножах, вилках, ложках, тарелках, стаканах, чашках, палочках для размешивания, трубочках для напитков, продукции для упаковки продуктов питания — одноразовых контейнерах, лотках, коробках, ланч-боксах, банках, за исключением упаковки для кулинарных полуфабрикатов и кондитерских изделий. Это девять из десяти укрупненных позиций, которые используются в общепите.

54cebb7c9bf0ddd7d2ade31f6f6c6045.jpg

Начальник управления организации торговли и общественного питания МАРТ Михаил Жигало напомнил о подготовке к этому шагу:

— Мы достаточно щепетильно подошли к введению запрета. В 2019 году провели большую аналитическую работу, в том числе многофакторный анализ по четырем основным направлениям — это производство, импорт, цены и влияние непосредственно на бизнес-среду. Результаты анализа были достаточно противоречивы и неоднозначны. Тем не менее по трем сегментам — импорту, ценовой ситуации и влиянию на бизнес — показатели были достаточно позитивными. На наш взгляд, относительно неблагоприятную аналитику показал сегмент производства — в стране не организован на достаточном уровне выпуск экоупаковки и экоодноразовой посуды. Поэтому был пролонгирован срок введения запрета — дали год, чтобы производители могли подтянуться. Во время анализа мы оценили потребность внутреннего рынка, промоделировали влияние запрета на ценовую ситуацию.

К слову, по данным МАРТ, рестораны, столовые и кафе Беларуси в год потребляют около 200 млн единиц одноразовой посуды.

2e13c50a177b50e536285a091d31157e.jpg

Запрету уже третий месяц — как идет его исполнение? Ситуацию мониторят специалисты МАРТ. По оперативной информации, 20—30 процентов проверяемых объектов общепита не выполняет новые требования. Впрочем, в каждом случае стараются понять почему: из-за недоработки или оплошности руководства заведения или из-за объективных причин?

— Основной вопрос, требующий внимания, — наличие собственного производства в Беларуси. К сожалению, большинство позиций приходится закрывать импортными товарами, что не совсем хорошо в целом для экономики, — отметил Михаил Жигало.

Наблюдение за ситуацией в общепите продлится до конца марта. Затем регулятор проанализирует эффективность шага для отрасли и влияние его на окружающую среду. И будет решать, расширять или уменьшать перечень запрещенной к продаже и использованию продукции. По мнению представителя МАРТ, скорее всего, позиции перечня будут детализированы.
614a2924f96626018c374693127b4383.jpg

При этом актуален вопрос проецирования запрета в общепите на другие сферы и отрасли экономики: производство, торговлю, медицину и т.д. Такой вариант развития событий в МАРТ рассматривают.

— Надо понимать, что удельный вес сферы общепита в объемах использования упаковки из неперерабатываемых и сложноперерабатываемых материалов невелик — всего около четырех процентов. При этом, по оперативной информации, сфера производства потребительских товаров занимает 73,7 процента. Аналогичный баланс наблюдается и в отношении объемов образования неперерабатываемых и сложноперерабатываемых отходов от упаковки. Пищевая промышленность дает почти 75 процентов, торговля — 22 процента, общепит — менее трех процентов. Так что, если хотим достичь максимального эффекта от запрета использования и оборота пластиковых изделий, надо посмотреть в том числе и на производственный сектор. Там формируется наибольший объем таких отходов, — обратил внимание Михаил Жигало.

Поделиться
Перейти к содержимому