Начальник управления образования Слонимского райисполкома Светлана Викторовна ВАЛЬКО:

– Уважаемые педагоги, дорогие друзья! Так сложилось, что первое воскресенье октября по-особому наполнено настроением радости и трепетным вниманием, обращенным к учителю.

В канун праздника, признаваясь в любви к своей профессии, я признаюсь и в искренней симпатии к большому педагогическому коллективу Слонимщины, который умеет хранить вековые традиции белорусского образования и развивать высокие технологии и инновации современности.

Во все времена наша профессия среди других выделялась исключительной самоотдачей и масштабностью. Нам и сейчас приходится доказывать свой профессионализм, способность стабильно и успешно работать в любых обстоятельствах, находить правильные решения и показывать высокие результаты. А чтобы успевать за временем и его вызовами – еще и ставить новые задачи.

Сегодня в приоритете – не только дать глубокие знания, но и научить детей критически мыслить, самостоятельно и ответственно принимать решения. Важно увидеть личность ребенка, затронуть струну каждого сердца, научить юных граждан бережно хранить нашу историю и культуру, помочь им воспитать в себе лучшие человеческие качества. И в этом большая ваша заслуга, дорогие коллеги! Ибо каждодневная забота и терпение дают ученикам веру, учат самосовершенствоваться и ведут их к успеху.

Хочу высказать слова благодарности педагогическим коллективам, нашим ветеранам педагогического труда, верным своему призванию, нашим молодым педагогам, только что стартовавшим в профессию, за воспитывающий урок и развивающее занятие, за мудрый совет и напутствие, за каждое теплое слово в адрес ребенка!

Желаю, чтобы все добро, которое вы вложили в детей, вернулось вам сполна. Пусть они всегда вас своими достижениями.

Успехов вам, уважаемые коллеги! И новых профессиональных побед! Мира и благополучия вашим семьям!  Крепкого здоровья, неисчерпаемой энергии, только приятных и счастливых переживаний!

С праздником! С Днем учителя!

Просвещая умы, зажигая сердца

 Художник, творец, артист, мыслитель, инженер человеческой души и пример всякому ребенку. А если коротко — учитель. Ему мы доверяем самое ценное и ждем помощи в деле воспитания целого поколения детей, которое будет жить дальше  и двигать прогресс. Такая важная миссия и всего лишь день, чтобы вспомнить имена своих дорогих наставников. О некоторых из них, начинающих и уже опытных, мы решили написать в преддверии праздника.

Полковник и патриот

       Военно-патриотическое воспитание учеников средней школы № 10 имени В. И. Пеленицына уже второй год – в руках полковника в запасе Андрея Геннадьевича Федорова. Наставнический стаж у него небольшой, но вот уважение школьников мужчина уже  заслужил. И не удивительно. Он и человек понимающий, и собеседник интересный, и организатор талантливый.

Андрей Геннадьевич не только привлек новые силы в военно-патриотический клуб «Вектор», но и помог ребятам победить в различных конкурсах и смотрах. Среди них — «Зарничка» ( 2 место в районе), «Зарница» (2 место в районе), «Орленок» (1 место в районе и области, достойное выступление в финале, где удалось завоевать четыре диплома в отдельных испытаниях), «Огнеборец» (1 место в области) и другие. Школьники уже начали привыкать к призовым местам — и эта уверенность не беспочвенна. Ребята, как и их руководитель, болеют душой и сердцем за общее дело, стараются, совершенствуют навыки, чтобы об их родной школе не переставали говорить. А не в этом ли братство? Не в этом ли патриотизм?

Андрей Геннадьевич Федоров о любви к Родине знает не понаслышке: белорусской армии он отдал без малого 33 года. Родился в поселке под Смоленском в семье военнослужащего. До пяти лет жил по месту службы отца в Чехословакии, а вот в школу пошел уже в Беларуси. Начинал обучение в Барановичах, а закончил среднюю школу № 5 Слонима в 1990-ом году. Изначально хотел связать жизнь с прикладной математикой. Однако после того, как друг рассказал, что поступает в Ленинградское  высшее артиллерийское командное училище, Андрей Геннадьевич планы изменил. Это учреждение когда-то окончил его отец. Кажется, это была судьба.

Вообще, профессия военного всегда была престижной. Андрей Геннадьевич вспоминает: из 25 парней-выпускников больше половины тогда решили связать жизнь с военным делом.

Учился курсант Федоров в непростые времена, в разгар важных исторических событий. После окончания училища в 1994-ом году лейтенантом вернулся в Слоним. Служил здесь вплоть до 2023-го. Имеет госнаграды, не раз поощрялся командованием Вооруженных Сил РБ.

Звание «полковник» получил в 2017-ом за заслуги. Тогда Андрей Геннадьевич впервые принял участие в подготовке команды Республики Беларусь для участия в конкурсе «Мастера артиллерийского огня» в рамках третьих международных армейских игр, которые прошли в Казахстане, а летом там температура в тени 40-45 градусов. Конкурс проводился для артиллерийских расчетов с применением 120-миллиметрового миномета, автомата Калашникова и ручного противотанкового гранатомета. Военнослужащие (в большей степени срочной службы) отлично справились и с дневной гонкой, и с ночным спринтом, и с эстафетой, заняв второе место. И это несмотря на то, что конкурировать приходилось с офицерами и контрактниками. Подготовкой военнослужащих к этому конкурсу Андрей Геннадьевич занимался четыре года. Ему каждый раз удавалось вывести команду если не в тройку лучших, то в пятерку точно.

После выхода в запас Андрей Геннадьевич Федоров искал себя, но недолго. Предложили должность руководителя по военно-патриотическому воспитанию в средней школе №10 имени В. И. Пеленицына — он согласился. Работать с детьми ему нравится. Сразу выбрал для себя верную педагогическую тактику: не заставлять учиться, а заинтересовывать. Своим примером, опытом, уважительным отношением, разговорами по душам, поощрениями. Мужчина очень хочет, чтобы его предмет был полезным и интересным. Готовится к занятиям основательно, практикует интерактив — просто не любит шаблонность. Вот его ученики едят настоящую армейскую кашу, а вот примеряют форму, а вот знакомятся с устройством автомата, или изучают военные музейные экспозиции, или ухаживают за захоронениями… Андрей Геннадьевич не приемлет поверхностность. Учит думать, анализировать, увлекает историческим экскурсом. Уверен: есть вещи, которые мало просто знать. Их нужно прочувствовать, прожить.

Среди учеников Андрея Геннадьевича много тех, кто открыл для себя что-то новое. Есть и те, кто заинтересовался военной службой настолько, что хочет связать свою жизнь с армией. Как бы то ни было, неравнодушных к предмету становится все больше. А это значит, что Андрей Геннадьевич старается не зря.

Успешный старт

Старт в карьере Марины Владимировны Михайловской, учителя биологии и химии СШ № 9 имени И. М. Сухомлина, можно смело назвать успешным. 

Два года в профессии…Для кого-то цифра может показаться скромной, но не для девушки-наставника. За это время она успела проявить себя, влюбиться в выбранное дело еще раз, раскрыть несколько ученических талантов, повысить квалификацию и победить в конкурсе молодых специалистов «Педагогический дебют».

Родом Марина Владимировна из Копыльского района Минской области. Там обучалась в средней школе №2 имени Тишки Гартного, там же проявился ее интерес к химии, особенно, неорганической. Проводником в мир волшебных превращений стал талантливый учитель Елена Николаевна Былинович. Вообще, хороших педагогов у юной Марины было много. Поэтому среди любимых предметов — и биология, и физкультура, и русская и белорусская литература.

О том, чтобы тоже стать учителем, воспитывающим, вдохновляющим на творчество и трудолюбие, девушка задумывалась все чаще. В десятом классе записалась на факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию», где и поняла: этот путь — для нее. Поступила в БГПУ имени Максима Танка по конкурсу выпускников педагогического класса. Отучившись, получила распределение в Слоним, в девятую школу.

2022 год. Первые победы и открытия. Марина Владимировна сразу отметила: в каждом классе есть ребята, которые особенно заинтересованы в ее предметах и желают освоить их на новом, более сложном уровне. Их жажда знаний и пытливый ум исследователя вдохновляли молодую учительницу и мотивировали на собственный научный поиск. Так она  поняла: хочет готовить учеников к профильным олимпиадам — не просто давать знания, а помогать самовыражаться через обучение.

Первой ученицей, которую Марина Владимировна привела в мир олимпиад, была Александра Шлыкович. Педагогическое чутье не подвело учителя: восьмикласснице покорился сначала районный этап олимпиады по биологии, а потом и областной, где она завоевала Диплом 2 степени. Спустя год Александра успех повторила только лишь с тем различием, что попробовала силы на республиканском этапе. Поводов для гордости у Марины Владимировны много. Ученики восьмого класса Арсений Радюк (диплом II степени) и Дмитрий Надудик (диплом III степени) одержали победу в XIII открытой гимназической дистанционной олимпиаде по биологии, а девятиклассница Анна Запрагаева на олимпиаде по биологии показала третий результат в районе.

«Нет ничего более вдохновляющего, чем видеть, как мои ученики растут и развиваются.  Каждое новое открытие, каждая успешная работа – это плоды нашего совместного труда. Я передаю им свои интересы и страсть к предмету — а они успешно осваивают материал, набираются уверенности в знаниях и силах. Это самое приятное в моей профессии», – делится учительница.

Марина Михайловская стремится быть таким педагогом, которого пожелала бы себе сама — справедливым, заботящимся, мягко направляющим, открытым к новым подходам в обучении, легко находящим общий язык с ребятами,  поддерживающим своих учеников эмоционально и психологически. И, кажется, у нее получается.

Дети чувствуют людей на каком-то ментальном уровне. Если ощущения эти добрые и теплые, то и действия в адрес человека будут такими же. Марине Владимировне ученики дарят много подарков, сделанных своими руками. Она бережно хранит все открытки, выжженного по дереву мишку, огромный плакат, сделанный всем классом, и милое стихотворение, посвященное только ей. Дети вкладывают душу в эти вещи. Также, как и свою душу в каждого ребенка вкладывает Марина Владимировна.

Счастливый педагог

В трудовой книжке Ольги Павловны Ромейко всего одна запись – 31 год она работает учителем музыки в средней школе №2 г. Слонима.

Ольга Павловна –  педагог по призванию, и это доказывают многочисленные награды в региональных, областных, республиканских и международных конкурсах образцового ансамбля цимбалистов «Слонімскія зорачкі», создателем и руководителем которого она является. А буквально на днях педагог получила заслуженную награду – нагрудный знак «Выдатнік адукацыі». Ольга Павловна единственный музыкант-инструменталист на Слонимщине, который получил такую награду.

Профессиональный путь учителя музыки начался 16 августа 1993 года, когда после окончания Гродненского музыкального колледжа Ольга Павловна пришла работать в школу №2.  Позднее заочно окончила Белорусский государственный университет культуры и искусств.

Важную роль в выборе профессионального пути Ольги Ромейко сыграла ее мама. Во втором классе она привела дочку в Слонимскую музыкальную школу. Девочка очень хотела в класс по фортепиано, но так сложилось, что опоздали с поступлением. Ольге предложили попробовать другой инструмент, цимбалы, например. Героиня призналась, что согласилась без особого энтузиазма, но в последствии не пожалела ни на секундочку. С трепетом и благодарностью вспоминает педагога, которая смогла сначала влюбить в себя, а потом и в инструмент. Ольга Павловна никогда не видела себя музыкантом, с детства мечтала быть учителем начальных классов. «Мама – мой вдохновитель, благодаря ей я стала педагогом и достигла таких результатов», – отмечает Ольга Павловна Ромейко.

На вопрос о том, как педагог находит подход к современным детям, которых достаточно сложно чем-то завлечь, она отвечает очень искренне: «Я просто люблю детей». Стоит отметить, что это взаимно. Воспитанники коллектива тоже очень любят педагога, а выпускники, которые уже состоялись в профессиях, не связанных с музыкой, до сих пор не забывают любимого учителя музыки – звонят, приезжают. А многие приводят уже своих детей в золотые руки педагога. Ольге Ромейко очень нравится быть на одной волне с подрастающим поколением, быть в тренде, слышать своих учеников и понимать их. Она не перестает учиться, совершенствоваться, сидеть на месте и останавливаться на достигнутом – это точно не про нее. А полученная награда дает стимул работать еще больше и ставить перед собой новые цели.

Ольга Павловна говорит, что неспособных детей нет. Есть дети которых не заинтересовали. В своей работе педагог в первую очередь стремится найти подход к каждому ребенку, заинтересовать его и вдохновить. Работать больше нравится в коллективе. Несмотря на то, что все дети абсолютно разные, она их чувствует и понимает. А еще никогда не задает домашних заданий, а просит лишь уважать ее труд и закрепить пройденный материал, чтобы на следующем занятии узнать что-то новое и не топтаться на месте.

Руководитель образцового ансамбля цимбалистов «Слонімскія зорачкі» считает себя очень счастливым человеком и педагогом. Она живет в замечательной стране, ее любят, поддерживают и уважают.

Важно верить в своих подопечных и искренне их поддерживать

Евгения Дмитриевна Качук работает воспитателем дошкольного образования в Слонимском дошкольном центре развития ребенка.

Работать в учреждение пришла в 2009 году помощником воспитателя, затем была делопроизводителем, а в 2011 переведена на должность воспитателя. Параллельно с работой училась в Белорусском государственном педагогическом университете им. Максима Танка по специальности «Психолог, преподаватель психологии».

Два года педагог работает в группе, которую посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, и снова учиться, только теперь в ГУО «Академия образования» по специальности «Педагог».

Будущую профессиональную деятельность Евгения Дмитриевна планировала связать со взрослой психологией. Но, придя после окончания школы в ДЦРР и проработав 6 лет, так привязалась к детям, что не смогла уйти.

Свою работу воспитатель очень любит, хоть иногда и бывают сложности. Евгения Качук отмечает, что в ее профессии очень важно верить в своих подопечных и искренне их поддерживать. Дети это очень тонко чувствуют. Еще важен контакт глаза в глаза и тактильные ощущения, особенно когда идет период адаптации и нужно выстроить с ребенком дружеские отношения. Время идет, а вместе с ним меняются дети, соответственно, нужно подстраиваться, менять подходы к образовательному процессу и идти в ногу со временем.

У воспитателя есть свои «фишки», которые она совершенствует и адаптирует под ситуацию и благодаря этому дети с удовольствием идут на контакт и включаются в образовательный процесс.

У Евгении Дмитриевны еще не было выпускной группы, но мысль о том, что любимые воспитанники через пару лет уйдут в школу, во взрослую жизнь, заставляет ее взгрустнуть.

Помимо должности воспитателя Евгения Дмитриевна руководит работой республиканского образовательного проекта «Зеленые школы», который направлен на формирование у детей экологической грамотности и сознательности. Учреждение образование участвует в нем с 2018 года. В рамках проекта дети учатся беречь природу, участвуют в мероприятиях по посадке деревьев и озеленению территории центра. Также в учреждении есть свой огород, где воспитанники и воспитатели выращивают овощи, и прекрасный зимний сад с экзотическими деревьями, в котором проходят занятия в рамках проекта «Зеленые школы». Также огромная работа ведется по энергосбережению, водосбережению и сортировке мусора, проводятся опыты и эксперименты. Все это играет важную роль в формировании познавательного интереса и развитии речи.

Благодаря грамотной и слаженной работе коллектива и руководителя проекта – нашей героини, центр дошкольного развития ребенка неоднократно становился победителем различных экологических конкурсов, подтверждая профессионализм и заинтересованность педагогов.

Евгения Дмитриевна Качук – молодой педагог, который заинтересован в качественном выполнении своей работы. От этого зависят комфорт детей, репутация и престиж учреждения дошкольного образования. Она постоянно учится новому, любит детей и очень хочет стать для каждого своего воспитанника не только наставником, но и другом.

 

Елена ЮШКЕВИЧ

Евгения СИДОР

Поделиться
Перейти к содержимому