Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях в условиях интенсивной автомобилизации страны наносит существенный экономический и социальный ущерб всему обществу. В РБ дорожно-транспортная травма – 1,3%, от всех травм . По данным ВОЗ, в мире в дорожных авариях погибает ежегодно около 1,2 млн. человек, а от 20 до 50 млн. получают травмы или становятся инвалидами. 85% летальных исходов по причине ДТП приходится на страны с низким и средним доходом. Прогнозы экспертов ВОЗ показывают, что эти цифры могут увеличиться на 65% в течение ближайших 20 лет, а в странах с низким и средним доходом – на 80%, если не будут приняты решительные профилактические действия. Экономические издержки, обусловленные дорожно-транспортными происшествиями, оцениваются в 1% валового национального продукта в странах с низким доходом, 1,5% ВВП в странах со средним доходом и в 2% ВВП в странах с высоким доходом. Непосредственные издержки от ДТП в мире оцениваются более чем в 500 млрд. долларов США в год. Возраст примерно 30% жертв автомобильных аварий составляет 15 – 29 лет. К такому недопустимо высокому числу потерянных жизней ежегодно прибавляется еще 2,4 миллиона человек, получающих травмы в автомобильных авариях. В результате, экономические потери для европейского региона огромны, в некоторых странах они составляют около 2% ВВП.
Предполагается рост числа аварий в странах с низким и средним уровнем доходов .по мере увеличения числа автомобилей на дорогах.Скорость движения автомобиля – это один из наиболее важных факторов, определяющих исход ДТП.. Кроме того, если авария произошла, чем выше скорость, тем тяжелее последствия. По данным ВОЗ, среднее повышение скорости на 1 км/час повышает риск ДТП, сопровождающихся травматизмом, на 3%. При тяжелых авариях риск тяжелых и смертельных травм увеличивается на 5%. Пешеходы имеют шанс остаться в живых в 90% случаях, если столкновение произошло при скорости 30 км/час, этот шанс уменьшается до 50%, если скорость возрастает до 45 км/час. Вероятность погибнуть возрастает в 8 раз, если скорость автомобиля при столкновении возрастает с 30 км/час до 50 км/час. Большое влияние на дорожно-транспортный травматизм оказывает наличие алкогольного опьянения у водителя. Для общей популяции водителей, у которых уровень алкоголя в крови выше нуля, риск попасть в аварию значимо возрастает при уровне алкоголя 0,04%о. У. При исследовании группы водителей, погибших во время ДТП, обнаружено, что у водителей-подростков риск попасть в аварию со смертельным исходом в пять раз выше, а у водителей 20-29 лет и в три раза выше, чем у водителей 30 лет и старше при любом уровне алкоголя в крови. Уровень алкоголя в крови 0,1%о увеличивает риск попадания в аварию в три раза по сравнению с уровнем алкоголя в крови 0,05%о ( допустимым ). В Евросоюзе число смертей в ДТП, которые можно было бы предотвратить, если бы уровень алкоголя в крови у водителей не превышал 0,05%о, оценивается в 5-40%.
Самые частые виды ДТП – наезды на пешеходов, столкновения транспортных средств и их опрокидывание. От 60% до 70% их происходят по вине водителей, 30-40% – по вине пешеходов. Для снижения риска ДТП и тяжести получаемых повреждений применяются различные мероприятия, эффективность которых доказана.Так, выделение специальных дорожек для велосипедистов вдоль городских дорог позволило снизить число смертей среди велосипедистов в таких странах, как Дания на 35%. Использование гибких канатных разделителей, отсутствие пешеходов и велосипедистов на дорогах с двухсторонним движением (Дания, Швеция, Швейцария, Великобритания) позволило снизить число смертей и тяжелых травм на 45-50%. Использование противоударных подушек по сторонам дороги (Великобритания) снизило смертельные и тяжелые травмы на 67%. Езда с зажженными фарами в дневное время снизила количество ДТП на 10-15%. Усиление противоаварийной устойчивости транспортных средств в Великобритании снизило смертельные и тяжелые травмы на 15,4%. Использование ремней безопасности водителями и пассажирами, сидящими на переднем сидении снизило число всех видов травм на 40-50%. Сочетание ремней и подушек безопасности снизило число смертей среди водителей и пассажиров на 68%. Использование детских кресел, если ребенок сидит по ходу машины, снижает число всех травм на 34% и тяжелых на 60%, а если ребенок сидит против хода машины, число всех травм снижается на 76%, а тяжелых травм – на 92%. Использование шлемов для мотоциклистов и велосипедистов позволяет снизить количество лиц, получивших травмы на 20 – 30%. Большое значение имеют также контроль ГАИ за наличием алкогольного опьянения у водителей транспортных средств, контроль ГАИ за соблюдением скоростного режима водителями на дорогах, а также за строгим соблюдением ими правил дорожного движения. Знание водителями транспортных средств правил дорожного движения и неукоснительное соблюдение их, хороший навык вождения транспортного средства, надежно гарантируют от аварий на дорогах. Вместе с тем, существуют и другие причины, приводящие к автоавариям. Это и техническая исправность транспортных средств (исправность тормозной системы автомобиля, системы его управления, освещения, наличие ремней безопасности и подушек безопасности, медицинской аптечки), за которой следят органы ГАИ при техосмотрах автомобилей. Это и хорошее состояние автомобильных дорог – отсутствие ям и выбоин на дорогах, качественное дорожное покрытие, разметка дорог, наличие специальных разделительных ограждений, обозначение сложных и опасных участков дорог дорожными знаками, хороший обзор дороги, строительство автодорог с односторонним движением, путепроводы с пересечением на разных уровнях, строительство подземных переходов для пешеходов – эта работа выполняется службой дорожного строительства. Это и хорошая работа коммунальных служб – отсутствие на дорогах открытых люков от канализационных и водопроводных систем, отсутствие мусора на дорогах, снега, своевременная подсыпка песка на проезжую часть при гололеде и т.д. Водители регулярно проходят медицинскую комиссию, которая оценивает физическое и психическое состояние их здоровья (анализируется состояние зрения, слуха, наличие двигательных нарушений, заболеваний сердечно-сосудистой системы и т.д.). Функции здравоохранения – избежать не являющихся неизбежными смертей и инвалидности, ограничить тяжелые последствия и страдания, вызванные травмой, обеспечить оптимальной восстановление здоровья выживших в аварии и их возврат к общественно полезному труду.
Врач по медицинской профилактике УЗ « Слонимская ЦРБ» Ватаев О.Л.