Как показывает практика проводимых Комитетом государственного контроля Гродненской области контрольно-аналитических мероприятий по эффективному расходованию бюджетных средств при осуществлении строительной деятельности, необоснованное удорожание стоимости строительства начинается на стадии некачественного формирования Заказчиками заданий на проектирование проектным организациям для разработки проектно-сметной документации.
Так, заказчиками из-за ненадлежащей работы с местными органами власти и их территориальными службами формально заказываются и на выходе выдаются исходные данные, в том числе на определение мест по перевозке излишних либо недостающих грунтов с местом нахождения необходимых карьеров на большой удаленности от объектов строительства, без учета конъюнктуры строительства уже начатых либо планируемых к строительству объектов.
В ряде случаев, проектно-сметная документация, несмотря на действующий срок положительных заключений госстройэкспертиз (до 2-х лет), и своевременно не начатая к реализации, просто уже не актуальна, в том числе – касательно заложенных удаленных карьеров и других обстоятельств. Но при этом, из-за отсутствия инициативы Заказчика, данная ПСД своевременно не корректируется в сторону уменьшения стоимости строительства.
При проведении контрольных мероприятий сотрудниками Комитета госконтроля при установлении таких фактов определяются резервы экономии бюджетных средств.
Так, по одному из объектов области в ПСД была заложена перевозка грунта в количестве 78 тыс. тонн на расстояние до 21 км, при том, что была возможность и даже необходимость перевозить данный грунт на расстояние до 1 км. По предложению Комитета области были внесены изменения в ПСД, контрактная цена генподрядчика была откорректирована в сторону уменьшения, что позволило сэкономить порядка 500 тыс. руб.
Кроме того, устанавливаются факты, когда по объектам реконструкции и капитального ремонта из-за необеспечения Заказчиками надлежащего (с учетом всех имеющихся обстоятельств) изначального обследования таких объектов как самостоятельно, так и с привлечением проектных организаций, впоследствии у всех участников строительства возникает ряд проблем.
Как следствие, в проектно-сметную документацию, прошедшую госстройэкспертизу и утвержденную в установленном порядке Заказчиком, уже при выполнении Генподрядчиком строительно-монтажных работ вносятся многочисленные изменения и дополнения, что влечет затягивание сроков выполнения строительно-монтажных работ и необоснованное удорожание стоимости объекта.
В ряде случаев, по объектам реконструкции и капитального ремонта на стадии подготовки задания на проектирование при работе Заказчика с эксплуатирующей организацией (балансодержателем) также не учитываются уже имеющееся для данных объектов материально-техническое обеспечение (оборудование, мебель) либо уже выполненные улучшения (в рамках иных госпрограммам и др.). В данном случае отсутствует необходимость включения таких улучшений в сметную документацию для оплаты. При установлении подобных фактов по предложениям Комитета также корректируется сметная стоимость строительства в сторону уменьшения.
Так, по одному из объектов реконструкции в ПСД было заложено дополнительное технологическое оборудование, необходимость в котором существовала на стадии проектирования и отпала на стадии производства работ, так как данное оборудование уже было приобретено эксплуатирующей организацией (балансодержателем). Однако, заказчиком изменения в проектно-сметную документацию своевременно не инициировались и, соответственно, не изменялась в сторону уменьшения контрактная цена. На эти недочеты также обратили внимание работники Комитета госконтроля.
Подобная ситуация сложилась по другому объекту реконструкции, по которому в сметную документацию была заложена стоимость приобретения новых кресел, в то время как кресла уже были приобретены балансодержателем объекта за 3 года до начала проектирования, однако не использовались.
По предложениям Комитета области по двум объектам реконструкции были внесены соответствующие изменения в ПСД в сторону уменьшения стоимости строительства на общую сумму более 350 тыс. руб.
При этом вышеуказанные факты при прохождении госстройэкспертизы проектно-сметной документации не выявляются по причине того, что экспертами осуществляется сверка проектов с исходным данным и их соответствие техническим нормативным правовым актам без учета фактических обстоятельств, которые из представляемых документов не видны.
Контроль за эффективным использованием бюджетных средств – одна из основных задач Комитета области. Соответственно контрольные мероприятия в данном направлении Комитетом будут продолжены.
При этом Комитет в очередной раз обращает внимание на важность качественной подготовки проектно-сметной документации и при установлении необходимости – своевременного внесения в нее изменений.

Поделиться
Перейти к содержимому