Музыка является одним из главных средств приобщения человека к культуре своего народа. Игра на инструменте – это способ выражения музыкальных способностей, творческой фантазии, характера и эмоциональной составляющей ребенка.
Это достаточно сложный вид деятельности: требует наличия трудолюбия, концентрации внимания, аккуратности, усидчивости и регулярной домашней подготовки. Игра на музыкальном инструменте способствует формированию у ребенка многих качеств, необходимых ему в будущем: самостоятельности, активности, коммуникабельности, умения выступать на публике, быть лидером и уметь работать в команде. А индивидуальная форма проведения факультативных занятий дает широкие возможности педагогу для общения с учащимся, помогает развивать его личностные качества, совершенствовать музыкально-технические навыки, формировать интерес к музыкальной культуре. На занятиях по игре на инструменте учащийся изучает музыкальное произведение, погружается в соответствующий образ, овладевает необходимыми исполнительскими приемами. Необходимо два-три месяца ежедневного труда, чтобы выступить с выученным произведением на сцене!
Тесное общение с учеником в условиях индивидуальной формы обучения создает благоприятную среду для выявления его интересов, желаний и творческих стремлений. Продвижение исполнительских возможностей учащегося с учетом его личностных качеств, повышение самооценки ребенка путем успешных выступлений на концертах и конкурсах, общие цели и задачи – все это благоприятно сказывается на взаимоотношении учителя и ученика, создает среду доверия и взаимопонимания.
Общение с учащимся разного возраста, характера, интересов и интеллектуальных особенностей привело меня к созданию авторских пьес для каждого ученика моего класса. Сегодня это более 200 пьес, обработок, этюдов, ансамблей и произведений для игры под фонограмму. Среди множества авторских пьес различных жанров особое место уделено национальной белорусской музыке – 36 обработок белорусских народных песен. В сборниках «Зайграйце, музыкі», «Шчаслівы дзень», «Музычны момант», «Я – артыст» представлены обработки как популярных, так и малоизвестных белорусских мелодий.
Благодаря индивидуальному подходу при работе над авторским материалом, в моем классе нет понятия «слабый ученик»: каждый успешно осваивает материал, основанный на его личных качествах и возможностях, каждому находится роль в ансамбле учащихся либо в категории «ученик-учитель». В процесс творчества стараюсь вовлекать своих учеников. Они помогают придумывать названия для пьес, сочиняют сюжеты и образы, тем самым проявляя свою фантазию, развивая воображение и музыкальное мышление.
Благодаря разнообразию и новизне авторского материала дети получают возможность приобщиться к новым музыкальным формам, а также пробовать свои силы в сочинении произведений. Сегодня в копилке достижений моих ребят множество грамот и дипломов по результатам участия в исполнительских конкурсах с авторским материалом. Это говорит о правильно выбранном пути общения, обучения и воспитания учащихся. Отрадно отметить, что у родителей моих воспитанников также есть любимые произведения, которые звучат на семейных праздниках и домашних концертах.
Развитие творческих способностей, исполнительских навыков, мотивации к игре на инструменте – это основные задачи обучения в инструментальном классе. Считаю, что создание учащимся ситуации выбора репертуара, как проявления творческой воли, способствует формированию ассоциативно-образного мышления, созданию позитивного восприятия окружающего мира, повышению мотивацию к занятиям на инструменте, а также воспитанию любви к музыкальной культуре своей страны.
А. Матовицкая, учитель-методист ГУО «Средняя школа № 8 г. Слонима»