Татьяна Боярчук, заместитель декана по воспитательной работе факультета истории, коммуникации и туризма, преподаватель исторических и культурологических дисциплин ГрГУ имени Янки Купалы – о фильме «На другом берегу»:
– Фильм «На другом берегу» стал еще одним доказательством исторической правды белорусского народа. Кинокартина, на мой взгляд, полностью соответствует исторической действительности того времени, когда белорусский народ и этническая территория Западной Беларуси, согласно Рижскому мирному договору, вошла в состав Польши. Анализируя исторические события, которые представлены в фильме, могу отметить, что была проведена серьезная работа для воспроизведения тех событий, с которыми столкнулись жители Западной Беларуси 20-30-х годов ХХ столетия: изучены архивные документы, проанализирована специальная монографическая литература исследователей истории Западной Беларуси, а также использованы свидетельства современников тех далеких событий.
Сюжет фильма сосредоточен на тяжелой судьбе и испытаниях жителей Западной Беларуси середины 1920-ых годов. И это явно видно в начале кинокартины, когда зрителю представлена одна из ситуаций, как польская власть проводит политику полонизации и окатоличивания местного населения. Так, польские жандармы объявляют православным белорусам, что с того момента православный храм преобразовывается в католический костел. И когда простые белорусы попытались противостоять попытке польской власти, их намерения были жестоко подавлены, в частности, была избита глубоко верующая женщина, которая после сильных физических побоев польских жандармов умирает. Это показывает нам, насколько безвыходным было положение простого населения Западной Беларуси. При том процесс ополячивания затронул не только вероисповедание, но и все сферы жизни белорусов, оказавшихся под властью Польши: образование, культуру, административные процедуры делопроизводство и не только.
Таким образом, жестокое подавление исконных идей и желаний белорусского народа стало лейтмотивом всей кинокартины. История той семьи, в которой женщину избили до смерти, зрителю представлена детально. Так, в семье воспитывались два сына, старший из которых стал партизаном и вел подпольную борьбу против польского гнета в отношении белорусов. А младший, не понимая и не вникая в серьезность ситуации полонизации местных жителей, беззаботно жил повседневными хлопотами, зарабатывая гроши в местной лавке еврейского портного, дружил с ребятами-поляками, в частности, с сыном польского жандарма, который был причастен к избиению его матери до смерти.
И впоследствии, когда юноша осознал, по чьей вине умерла его мать, в нем проснулось, с одной стороны, чувство мести и восстановления справедливости, а с другой – сохранение человеческой мудрости. В частности, когда пришло время, и сын отправился мстить за смерть матери, мы видим кульминацию этого выбора. Тем самым, постепенно происходит трансформация мировоззрения молодого человека, который из несмышленого паренька становится борцом за честь и достоинство белорусов. К слову, на примере одного из главных героев – Павла, зрителю красочно передается проблема выбора: оставаться «памяркоўным» белорусом или отстаивать честь и достоинство своего народа.
В фильме достаточно реалистично показана подпольная и партизанская деятельность молодых белорусов, в частности, подпольщиков из советской Беларуси, которые, рискуя своей жизнью, самоотверженно осуществляли подпольную деятельность. И несмотря на то, что командование советской разведки уже отдало приказ сворачиваться, молодые люди продолжили бороться за свои идеи, чтобы завершить начатое дело и спасти своих товарищей.
Несомненно, фильм исторический и чрезвычайно актуальный для нашего времени, поскольку сегодня мы вынуждены задуматься не просто о теме единства Беларуси, но еще и о вопросах разобщения и объединения людей, семей, родных и друзей, и в целом – о единстве всего белорусского народа.
Примечательно, что фильм вышел на экраны в преддверии значимого для белорусского народа праздника – Дня народного единства. И это тоже неслучайно, ведь кинокартина имеет непосредственное отношение к тем событиям, которые впоследствии произойдут 17 сентября 1939 года. Как и главная идея Дня народного единства, фильм демонстрирует, что, несмотря ни на что, наш белорусский народ, сохраняя свои ментальные особенности толерантности, останется единым и миролюбивым всегда.