Посещала не раз праздничную службу в Рождество и всегда удивлялась, вглядываясь в лица некоторых прихожан. Такие светлые, умиротворенные, счастливые. Знаете, когда улыбаются даже глаза. Я тоже радовалась, но их радость была другой, особенной, внеземной. Однажды спросила, как говорится, в лоб, как у них так получается. Оказалось, 40 дней эти люди держали пост. И дело не в том, что на их столах наконец-то появится колбаса — я уже говорила, счастье на их лицах иного порядка. Просто через лишения и воздержания получилось у них открыть что-то новое в своей душе.
О «метафизике» этого «нового», о свободе выбора христианина и «пути искушения» поговорили с архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием.
— Владыка, объясните простыми словами, что такое пост и нужен ли он обычному православному человеку, который не священник и не монах?
— Пост нужен всем. В обычном понимании, это воздержание не только от пищи, но и от того, что позволено, широко доступно не в постное время. Через пост человек закаляет свою волю, показывает самому себе, что он не аморфное существо и может совладать с собой. Сам Господь постился — 40 дней и 40 ночей ничего не ел и пребывал в молитве. Пост обязателен для христиан. Другое дело, его мера. Нужно помнить, что пост — «не телоубийца, а страстоубийца». Его задача — усмирить душевные болезни и пороки, а не навредить телу и здоровью.
— Общецерковная традиция или все-таки потребность христианина — как бы Вы определили сущность поста?
— Святые говорят, что все бедствия человечества — следствие греха первых людей, которые нарушили заповедь о посте, воздержании, невкушении запретного плода. Пост — это устав христианской церковной жизни. Если человек считает себя православным христианином, он должен поститься, ведь человек, поврежденный грехом, потребность в посте может и не ощущать. Каждый из нас творец своего счастья или несчастья.
— Владыка, если пост — это традиция, почему люди, считающие себя православными, эту традицию не соблюдают? Почему в православии, в отличие от других религий, мало строгости и много вольностей? Для чего свобода выбора, если человек, вероятнее всего, пойдет по пути комфортному, но в религиозном плане — вредному для его души?
— Человек создан по образу и подобию Бога, а одна из характеристик Божьего образа — свобода выбора. Если бы Бог захотел, чтобы мы постились или на четвереньках ползали, мы бы и не подумали, что можно не поститься и ходить на двух ногах.
Но человек — свободен во всем, он — проявление Божьей любви. В православии, в целом, Бог относится к людям, как к Своим детям. Он пожертвовал Своим единственным Сыном, предал Его на лютую смерть, чтобы мы, повинные вечным мукам, — а до Иисуса Христа никто не восходил на небо и даже праведники пребывали в аду, — получили возможность быть рядом с Богом.
Чтобы спасти людей, Бог не просто сказал: «Я вас прощаю». Он послал Своего Сына. Тот и ходил пешком, и уставал, и жару терпел, и холод, и голод, и труды, и насмешки, и гонения, и бичевания, и удары, и смертельные муки — вместо человека. Ведь по правосудию Божьему это нам, людям, предопределено страдать — и временно, и вечно. Но Господь по любви к нам взял это бремя на Себя. И от нас Он ожидает хотя бы маленькой жертвы, например, поста. Он ждет, что на Его любовь мы ответим своей любовью. Этим отличается православие от других религий. Здесь всем нам дано право выбора. Однако и судимы мы будем тоже на основании этого выбора.
— Как решиться на пост, если вокруг много того, что отвлекает и смещает фокус внимания?
— Только усилием воли. Мы же соблюдаем обычные бытовые ограничения, вроде того, что не нужно совать пальцы в розетку. Понимаем: это может плохо закончиться. Так и с правилами духовной жизни. Если делать только то, что мы хотим, можно закончить жизнь, достойно лишь слез. И я не раз видел подобные примеры.
— Стоит ли начинать пост, если нет достаточного духовного опыта и не уверен, что выдержишь до конца?
— Представьте, что есть человек, который хочет быть летчиком. И для этой цели он только рассуждает о небе и о том, как здорово летать. Очевидно: без практики трудно стать кем-то. Дорогу осилит идущий. Нужно просто попробовать. В посту будет всякое — где-то человек споткнется, ошибется. Но для этого есть покаяние, если, конечно, изначальное желание изменить себя было действительно искренним.
— Что ждет человека на этом пути и как он может себе помочь преодолеть его?
— На пути ждут искушения, через которые человек познает свою греховность и немощь. Грехопадение — это не про то, как кто-то съел плод. Это про повреждение человеческого естества, души и, как следствие, тела. Будьте готовы и к нежеланию поститься. Не бывает, чтобы все гладко и безошибочно проходило. Но это тренировка воли, где человек учится преодолевать трудности. Если ему не хватает мудрости и сил, обращается к Небесному Отцу, молится, — и получает помощь, на личном опыте убеждаясь: Бог есть и Он нас слышит. Пусть испытывает, воспитывает, но, как Родитель, не оставляет наедине со страстями. И это вера «опытным путем» может стать очень важной ступенькой на пути к пониманию христианской миссии.
— Как кажется мне, не пост определяет хороший человек или плохой. Ведь можно соблюдать пост, и при этом ставить себя выше других по этому поводу. Как пример: пост попадает на время новогодних праздников. Корпоративы, посиделки, дискотеки. Правильно ли отказываться от такого времяпрепровождения с близкими или коллегами, ссылаясь на то, что ты держишь пост?
— Внести посильную лепту в те же корпоративы можно по-разному. Хотя я и не сторонник таких мероприятий. Лучше уделите время, запланированное на подобные вечеринки, тому, кто одинок или болен. А отказываться нужно тоже с умом. Не стоит выставлять себя великим постником. Можно сказать вежливо, нейтрально. Чтобы не было в речи этого хвастовства, мол, я не такой, как все люди. Помните: за тщеславием следует бесславие.
— Владыка, чем особенный Рождественский пост, к чему он нас готовит?
— Этот пост готовит нас к встрече Богомладенца. Господь не только исторически пришел на нашу землю две тысячи лет тому назад. Он хочет обитать в нашем сердце, хочет, чтобы мы были счастливы не только на небе когда-то, но и на земле — здесь и сейчас.
Наполнить себя благодатью можно в одном случае: очистив душу и сердце от всего нехорошего, что там есть. Зависть, гордость, ненависть… Для этого существует пост. Чистое сердце заполняется истинной радостью. А радость — это Божий дар, а не искусственная настройка. Я желаю всем нам радоваться Рождеству Христа!
Елена ЮШКЕВИЧ