Мы хотим, чтобы наши дети были добрыми и послушными, выросли “хорошими” людьми. Агрессия ребенка не входит в планы мам и пап. Но если вдруг эта проблема возникает…
Давайте уточним, что агрессия – это деструктивное поведение, а агрессивность – это черта характера, которая определяется врожденными особенностями темперамента ребенка, а также стилем общения и воспитания в семье.
Причины агрессии у детей могут быть самыми разными. Следует отметить, что воспитание в семье играет огромную роль, причем с первых дней жизни ребенка. На формирование агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые родители обычно применяют к своему ребенку. В таких ситуациях могут быть использованы два метода воздействия: либо мягкость, снисходительность, либо строгость. Однако агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких, и слишком строгих родителей. Только родители, которые знают, как найти разумный компромисс, могут научить своих детей справляться с агрессией.
Агрессивное поведение не всегда обусловлено агрессивностью, и наоборот. Например, за агрессивным поведением могут скрываться безуспешные попытки начать общение со сверстниками. Или в данный момент ребенок чувствует себя плохо, ему больно, или его обидели, и он расстроен, напуган или устал.
Причинами являются биологические и социально-психологические факторы. Таким образом, дети-холерики более склонны к агрессии, а дети-флегматики менее склонны к агрессии. Это связано со степенью активности и эмоциональным дисбалансом нервной системы. Кроме того, вспышки агрессивности тесно связаны с возрастными кризисами, через которые проходит ребенок.
Важным моментом в формировании агрессивного поведения являются семейные отношения, такие как: авторитарный стиль воспитания, агрессивное поведение родителей, недостаток внимания со стороны родителей, частые конфликты в семье. Чем больше в семье проявляется агрессии и неуважения, а также оскорблений, физических наказаний, безразличия – тем больше агрессии у ребенка. К социальным воздействиям относятся особенности коллектива – поведение педагогов и сверстников, строгие правила и запреты, социальные сети, телевидение, компьютерные игры, отсутствие личного пространства.
Агрессия свойственна всему живому, она необходима для реализации собственных желаний и самозащиты. Подавленная агрессия представляет опасность для ребенка своим разрушающим воздействием. Вот почему родителям важно научиться проживать ее безопасно и научить своих детей справляться со своей собственной агрессией.
Как реагировать на агрессивное поведение ребенка?
При контакте крайне важно распознавать чувства и желания ребенка, какими бы они ни были. Полезно поговорить с ребенком о том, что с ним происходит в этот момент: “Ты злишься, тебе больно…”, без насмешливых интонаций, без снисхождения. Простое принятие реальности вашего ребенка.
Рекомендации и правила для родителей:
– помогите ребенку направить агрессию в приемлемое русло: можно ударить подушку, закричать, разорвать бумагу на мелкие кусочки и т.д. Важно не ставить запрет “нельзя бить”. Необходимо “проживать” негативные эмоции и обязательно давать им выход. Со старшими дошкольниками и младшими школьниками уже можно обсуждать их собственные способы справиться с гневом: уйти в другую комнату, побыть в тишине, послушать музыку, побегать, побить подушку, побросать мяч, нарисовать свои эмоции, поговорить с другом, спеть песню и т.д. Как только вы заметите, что у ребенка есть индивидуальный механизм управления гневом, поощряйте ребенка всякий раз, когда он его использует.
Игра “Выбивание пыли” – каждому участнику выдается “пыльная подушка”. Он должен хорошо “почистить” его, старательно колотя руками.
– не оставляйте ребенка наедине с его чувствами. Если ребенок хочет побыть один, дайте ему возможность уйти и вернуться;
– поговорить с ребенком о том, что его расстроило. Например: “Может быть, ты злишься, потому что у тебя не получилось…”, “Конечно, я понимаю, что тебе больно…”;
– посочувствовать и выразить сожаление: “Мне жаль, что все получилось не так, как ты хотел”. Дайте ребенку возможность погоревать и поплакать. Многие дети проявляют гнев, потому что не знают, как еще выразить свое разочарование. Они кричат, бросают предметы, толкаются и дерутся. Ребенок не может самостоятельно осознать свои чувства, поэтому родители должны называть их. Постепенно расширяйте эмоциональный словарный запас ребенка: ты зол, ты разочарован, ты раздражен, ты зол, ты в ярости и т.д.;
– важно принимать ребенка любым, со всеми его эмоциями, в различных состояниях и чувствах. Для ребенка важно, чтобы ничто не угрожало вашим отношениям, независимо от того, хорошо он себя ведет или плохо. Сосредоточьтесь на сильных сторонах поведения и качествах ребенка. Найдите сферу деятельности, где ребенок сможет проявить себя, увлечь его этим делом. Похвала, которую он получит в результате, укрепит осознание того, что его замечают и он не одинок, и даже полезен. Социальная оценка очень важна для ребенка;
– дать ребенку возможность проявить свою агрессию в игре — охотники, полицейские, хищники и т.д. В игре агрессия не подогревается, а отыгрывается (чаще играть в подвижные игры, которые заканчиваются релаксационными упражнениями)
Релаксационное упражнение “Кошка” – направлено на снятие эмоционального, мышечного напряжения. Ребенок находится на ковре, под спокойную музыку придумываем сказку о коте, который греется на солнышке (лежит на ковре), потягивается, умывается, царапает ковер лапками с когтями и т.д.
Подвижная игра “Воробьиные бои” (снятие физической агрессии). Дети выбирают пару и превращаются в драчливых “воробьев” (садятся на корточки, обхватив колени руками). “Воробьи” прыгают боком друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки с колен, тот выбывает из игры (“крылья” и “лапы” лечит доктор Айболит). “Драки” начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.
Игра “Стрельба снежками”. Приготовьте вместе с ребенком “снежки”: можно использовать скомканную бумагу . Кидайте друг в друга бумажными снежками, не забывая прятаться в укрытиях и уворачиваться от “снарядов” противника.
Дыхательное упражнение “Шторм”. Вы можете играть в эту игру во время купания, а можете просто набрать воды в глубокую и широкую емкость. Ребенок представляет, что это море, и пытается устроить шторм, стараясь дуть на воду так, чтобы получались волны.
– дать ребенку возможность защищать себя и свои границы, свободно сообщать, что он недоволен действиями по отношению к нему, будь то взрослые или другие дети;
– старайтесь не допускать при ребенке проявления вспышек гнева, оскорблений и крика, показывайте положительный пример того, как вы сами проживаете свою злость и агрессию, рассказывайте о своем опыте проживания трудных ситуаций. Если вы злитесь, то не бойтесь говорить об этом своему ребёнку. Это нормально. Так вы проговариваете проблему, и вам становится легче. Тем самым вы показываете ребёнку, что и он может так делать – говорить о том, что ему не нравится, что он злится или чем-то расстроен.
Следует помнить, что наказания и запрет на выражение негативных эмоций могут закрепить агрессивное поведение ребенка, загнать эту проблему вглубь. Взрослым необходимо понять потребность ребенка, которая стоит за агрессивным поведением, и помочь найти “экологичные” способы выражения негативных эмоций. Желаю вам удачи в налаживании отношений с детьми!
Юнго Карина Сергеевна, педагог-психолог ГУО «Детский сад № 9 г. Слонима» Гродненская область