Завершается 2017 год, а в конце года принято подводить итоги. Каким был этот год для депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь? Об этом мы попросили рассказать депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь А.Н. Сопикову:
– Деятельность депутатского корпуса в 2017 году была нацелена на реализацию установок Главы государства, адресованных депутатам в Послании белорусскому народу и Парламенту, а также документов, определяющих стратегию социально-экономического развития страны в текущем пятилетии.
За этот год было рассмотрено более 140 законопроектов, приняты к сведению 5 декретов Президента Республики Беларусь, ратифицировано более 50 международных соглашений.
Законодательные наработки нацелены на реализацию актуальных задач по развитию деловой активности, либерализации хозяйственной деятельности, привлечению инвестиций, расширению использования цифровых технологий в экономике.
Среди законопроектов социального блока следует особо отметить новую редакцию Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». Его нормы позволили повысить размер отдельных пособий и увеличили число граждан, имеющих право их получать. Благодаря поправкам, внесенным в Закон «О социальном обслуживании», стала проще процедура размещения государственного социального заказа, расширились возможности в оказании помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации. А пенсию по возрасту теперь будут получать и лица, которые долгое время выполняли социально значимые виды деятельности и поэтому не смогли набрать необходимый стаж работы. Речь здесь идет о военнослужащих, о людях, которые ухаживали за инвалидами или престарелыми. Кроме того, расширены возможности в финансировании мероприятий, проводимых ветеранскими организациями.
Серьезная работа проведена и по обновлению законодательства в сферах здравоохранения, физкультуры и спорта.
Важнейшим итогом третьей сессии, безусловно, стало принятие пакета документов, определяющих реализацию сбалансированной бюджетно-налоговой политики в 2018 году. Проект республиканского бюджета формировался на фоне улучшения макроэкономической ситуации. Это позволило создать необходимые финансовые условия для закрепления позитивных тенденций. И хотя требования к расходованию государственных средств по-прежнему остаются жесткими, в бюджете заложена возможность сфокусировать необходимые ресурсы на поддержке реального сектора и решении задач инновационного характера. В следующем году будут также увеличены расходы на важнейшие социальные мероприятия, повышение зарплат, пенсий и другие социальные выплаты.
– Алла Николаевна, в этом созыве Вы работаете в Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству. Что, на Ваш взгляд, является наиболее значимым итогом ее деятельности?
– Наша комиссия работала над 12 законопроектами, и все они очень значимые. Так, подготовлен проект Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» в новой редакции, который юристы еще называют «закон о законах». В нем закреплена новая норма, которая предусматривает обязательное публичное обсуждение новых нормативно-правовых актов. Например, благодаря общественному участию, в проект Закона «О борьбе с коррупцией» внесено много замечаний и предложений от граждан Беларуси. В законопроекте появилось также такое понятие, как прогнозирование последствий принятия нормативно-правового акта на стадии его планирования, результаты которого должны отражаться в обосновании необходимости принятия акта. Уверена, если бы такое понятие на законодательном уровне было закреплено раньше, то при разработке Декрета № 3 было бы в обязательном порядке проведено прогнозирование последствий его принятия, и он бы не вызвал такого общественного резонанса.
На раскрепощение деловой инициативы была направлена работа по корректировке административного законодательства (речь идет о Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях). В результате смягчена ответственность за незначительные экономические нарушения. В совокупности с мерами, принятыми в сферах антимонопольной политики и стимулирования деловой активности, эти решения существенно расширяют диапазон возможностей для людей, которые хотят открыть свое дело.
Большое внимание депутатами нашей комиссии было уделено внесению дополнений и изменений в Гражданский и Гражданско-процессуальный кодексы. А именно, одной из серьезных проблем — вовлечению населения в игорный бизнес. В результате в Гражданский кодекс внесено дополнение, согласно которому не только сам гражданин, страдающий от игровой зависимости, может написать заявление об ограничении допуска его в игровые заведения, но это смогут сделать и его близкие родственники. Внесены и другие изменения и дополнения.
– В прошлом созыве наши граждане активно участвовали в обсуждении законопроектов, вносили свои предложения… А как сейчас? Есть ли предложения?
– Да, мои избиратели не остаются безучастны к процессу законотворчества. И такая активная позиция только радует, помогает работать и обеспечивает «обратную связь». Приведу несколько примеров.
На заседании Палаты представителей 13 июня 2017 года во втором чтении был принят проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках».
Необходимо отметить, что этот документ вызвал большой общественный интерес. Только в письменном виде в Парламент поступило более сотни предложений по совершенствованию его положений. Поэтому неоднократно проводились встречи с представителями различных транспортных организаций, межведомственные совещания, на регулярной основе трудилась рабочая группа по доработке законопроекта.
В двух заседаниях рабочей группы Парламента активное участие принял В.И. Лазарь, учредитель компании «МрояТур». Владимир Иванович озвучил мнение представителей бизнеса Гродненской области, которые имеют большой опыт организации пассажирских перевозок, и высказал ряд дельных предложений. К сожалению, не все из них учтены, но поступившие замечания и предложения были тщательно изучены и, по возможности, реализованы в тексте законопроекта. А новации, внесенные в Закон, позволят подстегнуть развитие отечественного рынка пассажирских перевозок. Депутаты уверены, что за счет более широкого привлечения в этот сектор частников и установления правил работы различных онлайн-сервисов люди получат дополнительные маршруты, а конкуренция приведет к повышению качества услуг и снижению цен.
В расширенном заседании Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике принял участие руководитель фермерского хозяйства «Верес» Зельвенского района М.Ф. Макей, который представлял Белорусское общественное объединение «Отдых в деревне».
В ходе заседания было рассмотрено поступившее в Палату представителей обращение этого общественного объединения, касающееся предполагаемого внесения изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь». Следует отметить, что мнение владельцев агроусадеб было не только услышано, но и принято к сведению. Их доводы оказались вескими и убедительными и были учтены.
Еще один, я бы сказала, неоднозначный пример. В связи с многочисленными обращениями граждан, и не только ко мне, но и в адрес других депутатов, по инициативе комиссии по законодательству был проведен мониторинг правоприменительной практики статьи 328 Уголовного кодекса Республики Беларусь («Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов»). Результаты мониторинга показали, что с 2014 года количество осужденных за незаконный оборот наркотических средств увеличилось почти в 2 раза. Из них более 2000 человек – юноши и девушки в возрасте от 14 до 25 лет. Минимальное наказание за сбыт – 8 лет, а под сбытом, как показала правоприменительная практика, правоохранительные органы и суды стали признавать и одноразовое совместное приобретение и употребление наркотических средств. Большинство этих ребят не наркоторговцы, а единожды сбившиеся с пути подростки и молодые люди, которым нужно помочь, направить на лечение, но никак не лишать их свободы на 8 лет и более. Конечно, в каждом конкретном случае есть свои доводы и свои обстоятельства. Но результаты проведенного мониторинга нашей комиссией были отправлены во все заинтересованные органы, в том числе и в Администрацию Президента. Председатель комиссии по законодательству Н.В. Гуйвик также выступила с докладом по этому вопросу на Президиуме Совета Министров и предложила внести необходимые изменения в статью: либо разграничить понятие «сбыта», либо снизить нижний предел санкций частей 2 и 3 этой статьи (речь идет об одноразовом совместном приобретении и употреблении наркотических средств).
Законопроект с изменениями планируется внести на рассмотрение в Палату представителей в марте 2018 года. О результатах говорить пока рано.
Конечно, работа депутата – это не только законотворчество. Очень важной составляющей является работа в округе. Работа с людьми и для людей. Рассказать есть о чем, сделано, действительно немало.
– Но пусть это будет темой следующего интервью.
– Хорошо.
Подготовила Алина ЧЕРНЫШ