ЦТ или экзамен? Корреспонденты «СВ» рассуждают о методах проверки знаний выпускников и студентов.
А вас, экзамен, я попрошу остаться
Елена ЮШКЕВИЧ
«Как вы этого можете не знать, вы же все сдавали ЦТ по предмету!» – негодовал университетский историк, пока мы, первокурсники, смотрели сквозь него в поиске нужных причинно-следственных связей. А знать и понимать – это разные вещи, и для успешной сдачи любого тестирования второе совсем не обязательно.
Помню последний год учебы перед выпускным. Все готовятся поступать в университеты. О высшем образовании грезят даже те, кто после 9-ти классов не ушел, вдохновившись, разве что, «десяткой» по физкультуре. Немотивированных замотивировали тесты – кто-то рассказал, что где-то какой-то условный Ха методом «пальцем в небо» набрал энные баллы и поступил. Верить в такое особенно приятно – а вдруг и мне повезет.
Я в везение не верю – такие ребята обычно не переживают и первой сессии – и считаю, что в ВУЗах случайных людей быть не должно. Помню, бабушка часто сокрушалась, что «вышки» только «у жабы и у рака нет» – от того и уважение пропало к тем, кто институты оканчивает, да и интеллигенция изживает себя. Пусть высшее образование получают те, для кого это внутренняя потребность, кому всегда мало школьной программы, кто умеет думать и анализировать, старается понять суть вещей, изменить себя и мир вокруг. Отобрать таких людей с помощью тестирования невозможно в той же степени, как и выбором вариантов «а», «б» или «в» оценить уровень и качество имеющегося знания.
Умение аргументировать, широкая эрудиция, нестандартное творческое мышление попросту не важны, когда речь идет о ЦТ. Тестирование – это скорее про то, сколько слов, цифр, терминов или фамилий ты успел зазубрить к лету и на сколько частыми были твои «тренировки» – мышкой – клац. Если недостараться, можно скатиться в «знаю все даты, но не помню, что в эти даты произошло». Поэтому давать объективную оценку знанию только лишь по итогам ЦТ неправильно – можно знать, но не понимать.
К слову, при поступлении я сдавала и ЦТ, и экзамен. Хорошо, что будущих журналистов до сих пор тестируют «словом» – собеседуют и предлагают написать отзыв о небольшом произведении. Наш преподаватель диву давался – как так получилось, что ЦТ по русскому отдельные сдавали хорошо, а в письменных работах и про запятые забывали, и даже про «жи-ши». Так ведь трудно думать бывает порой, если варианты на выбор не предлагаются. И пусть ЦТ называют честным и непредвзятым, окрестить его справедливым у меня не получается.
Я пытаюсь принять, что во времена клиповости всего – сознания, мышления, да и культуры в целом, – формат тестирования, где нужно запоминать лишь факты, а не причины и следствия, наиболее оптимальный. Но я не могу принять, что перед новой ступенькой своей жизни абитуриент должен предстать не личностью, а набором цифр в сертификате ЦТ.
Интересно работает российская образовательная система с ее единым госэкзаменом, который – одновременно и выпускной экзамен в школе, и вступительный в университете. Выпускники пишут сочинения по литературе и языку, а не выбирают варианты правильного написания слов, разъясняют алгоритм решения задач, а не подгоняют результат под предложенные ответы, говорят на иностранном, а не ищут нужные артикли в тесте и учатся размышлять, получив экзаменационный билет по истории или обществознанию. В принципе, все это предлагают сделать и нашим выпускникам – в рамках школьных экзаменов. Однако бедный школьный экзамен как-то меркнет на фоне «очень важного ЦТ», и вряд ли кто-то предпочтет чтение Шолохова или Платонова зазубриванию даты начала коллективизации.
Я не знаю, как правильно организовать вступительные испытания. Сегодня все чаще говорят об общенациональном испытании, которое объединит школьные экзамены и ЦТ и позволит оценить знания выпускников по-другому, более основательно. Возможно, в этом есть рациональное зерно. Я просто хочу, чтобы в университеты поступали ребята мозговитые, а не фортовые. Тогда мы будем иметь молодых специалистов совсем другого порядка.
Объективный результат
Ольга КУРЬЯН
Случаи на экзаменах очень часто становятся байками, которые рассказываются бессчетное количество раз и в любой компании. Мы с университетскими друзьями всегда вспоминаем, как сдавали фольклор. Все девушки заплетали косы, вплетая атласные ленты, одевались в народном стиле, и не дай Бог прийти на экзамен в брюках или короткой юбке – пересдача гарантирована. Старенький преподаватель, громко шурша подошвами, заходил в аудиторию, и сразу же пристально рассматривал студенток на предмет внешнего вида: приличие и сдержанность – превыше всего. Благо старшекурсники позаботились, чтобы передать ценный опыт будущим поколениям, и мы дружно устраивали спектакль.
Наверное, так демонстрировать свои знания по предмету весело. Но о какой объективности может идти речь? Экзаменатору может не понравиться твоя прическа, манера говорить, чертами лица ты и вовсе можешь напоминать ему злую соседку. У преподавателя банально может быть плохое настроение, которое обязательно отразиться на восприятии ответа. А ведь от оценки на экзамене – в школе, в университете может зависеть будущее человека, его судьба.
Очень логично, что появилась более объективная система оценивания знаний – тестирование, которая исключает личностный фактор.
Все участники испытания ставятся в одинаковые условия, а вопросник предполагает тестирование знаний по всей теме, предмету. И не удастся получить отлично, вытянув счастливый билет.
Отдельный разговор – поступление в высшие учебные заведения. Раньше это была в большой мере задачка для родителей: за год-два до того, как любимое чадо должно было окончить школу, от мам и пап требовалось найти человека, который за умеренную плату окажет содействие. Обретенный «блат» давал гарантии поступления не самым крепким знатокам, одновременно лишая места в вузе более достойных абитуриентов. Современное ЦТ уравнивает шансы ребят из семей разного достатка, городских и сельских школ. Все что нужно – крепкие знания. А возможностей для подготовки у школьников достаточно. Задания централизованного тестирования становятся всеобщим достояние, когда публикуются в сборниках. Можно проанализировать уровень сложности тестов, решить, на что стоит обратить внимание. В то же время ученик не сможет позволить себе сконцентрироваться исключительно на отдельных темах – нужно изучать предмет всесторонне и глубоко: ведь предлагаются разнообразные задания, которые ежегодно меняются. Репетиционные тестирования помогают старшеклассникам оценить уровень имеющихся знаний, и набить руку, заполняя бланки.
Абитуриент не остается тет-а-тет с преподавателем, не испытывает стресса от общения с незнакомым человеком, от решения которого зависит так много. Есть ручка, бумага и огромная возможность сконцентрироваться на выполнении заданий.
Сложно представить, каким адом является классический устный экзамен для людей застенчивых, малообщительных. И не только для них, нервное напряжение может помешать любому экзаменуемому. Вот человек начинает излагать мысли – все ровно и гладко. Звучит дополнительный вопрос – вдруг наступает ступор. Молчание сменяют слезы… Миссия провалена.
Роптать на тестирование можно, мол, обезличивает учеников, не позволяет проявлять творческие способности. Чтобы продолжить учебу в вузе, нужна база, набор определенных навыков в решении задач. На этом будет строится дальнейшее образование. Молодой человек за пять лет учебы еще сможет показать себя, проявить аналитическое мышление, лидерские качества и изобретательские способности.