Несмотря на то, что световой день уве­личился, вероятность попасть под колеса для пешеходов не сократилась. Погода спо­собствует значительному росту плотно­сти транспорта на дорогах, а люди боль­ше времени находятся на свежем воздухе. Уже само это создает предпосылки к совер­шению наездов. Однако какими бы ни бы­ли субъективные факторы, первопричина автоаварий лежит в поведении участни­ков движения.

Значительное количество происшествий с пешеходами объясняется не столько не­знанием ими правил, сколько нежеланием их выполнять. В подавляющем большинст­ве случаев на нарушения они идут созна­тельно. Одним из наиболее опасных дейст­вий является стремление как можно быстрее перебежать дорогу, так как пешеход считает, что чем быстрее он окажется на противопо­ложной стороне, тем быстрее будет в без­опасности. Этому есть научное объяснение. В основе такого действия лежит инстинкт: от опасности спасаться бегством. При этом вне­запное появление человека перед автомо­билем практически не оставляет водителю времени для действий по предотвращению наезда. Сидящему за рулем уследить бы за всем на проезжей части и адекватно реаги­ровать на происходящее, а бегущий через дорогу рискует оказаться в его поле зрения в последний момент.

Выполняя одно из касающихся их требо­ваний Правил дорожного движения, пешехо­ды обязаны двигаться по тротуарам, пеше­ходным или велосипедным дорожкам, либо обочинам. Однако не следует идти по лево­му краю тротуара. Оступившись, пешеход может неожиданно оказаться на проезжей части дороги. Движение по краю обочины то­же небезопасно: высок риск травмирования прицепом автопоезда при его отклонении.

Пересекать проезжую часть дороги пе­шеходы должны по пешеходным переходам, а в случае их отсутствия – на перекрестках по линии тротуаров и обочин. Если в зоне видимости нет обозначенных пешеходных переходов, нужно переходить проезжую часть под прямым углом к ее продольной оси. Это обеспечит наименьшее время на­хождения на проезжей части. Нельзя при­нимать решение о переходе на закруглени­ях дороги с малым радиусом, а также пере­секать ее в местах с ограниченной обзорно­стью, из-за транспортных средств или иных препятствий.

Перед тем, как выйти на проезжую часть, пешеходу следует убедиться в отсутствии транспорта или правильно оценить рассто­яние до приближающихся транспортных средств и их скорость. Безопасным на заго­родной дороге является удаление транспор­та на расстоянии 150-200 м, в населенном пункте – 100-150 м.

Пешеходные переходы тоже не относятся к тем местам, где позволительно почувство­вать себя в полной безопасности. Людей сби­вают и на них. Как правило, причиной совер­шения такого наезда является неправильная концентрация и распределение внимания водителя при оценке возникшей ситуации. Например, внимательно следя за прибли­жающимися транспортными средствами, он может упустить из поля зрения пешеходов.

Идя по пешеходному переходу на много­полосной улице, человек может быть сбит автомобилем, выезжающим из-за стоящих в соседних рядах транспортных средств. На перекрестках нередки наезды на прохожих в период смены сигналов светофора: наибо­лее опасны начальный и конечный интер­валы времени движения пешеходов на зе­леный свет. Переход на такой сигнал све­тофора не освобождает идущего от необхо­димости наблюдать за обстановкой на про­езжей части.

Свой риск присутствует, когда пешеход еще находится на проезжей части улицы в момент включения красного сигнала свето­фора. Идущий нередко рассчитывает, что во­дители автомобилей, стоящих в ожидании проезда у перекрестка, видят его и пропустят. Однако он не учитывает, что приближающе­еся транспортное средство может без оста­новки въехать на пересечение улиц. В такой ситуации пешеходу нужно поскорее закон­чить переход или остановиться на «остров­ке безопасности». А лучше переход дороги заранее рассчитать так, чтобы не останавли­ваться на середине проезжей части.

Многие дорожные происшествия явля­ются следствием того, что участники движе­ния слишком поздно замечают друг друга. Глубоко ошибается тот, кто полагает, что он видим в свете фар. Возможности водителей по распознанию всего находящегося на про­езжей части и вблизи ее крайне ограничены. Многое зависит от расстояния, отделяющего машину от потенциально опасного объекта. Ситуация ухудшается при встречном разъ­езде транспортных средств, их движении в потоке или на подъеме дороги. Чем меньше света, тем выше для одетого во все темное человека вероятность слиться с проезжей частью, обочиной.

Увеличить степень видимости помогают элементы, которые отражают излучаемый автомобильными фарами свет. Благодаря световозвращателям пешеход становится заметным водителю с нескольких сотен ме­тров – расстояния более чем достаточного для адекватных ситуации действий. Такие предметы в обязательном порядке должны использовать все при нахождении на проез­жей части в темное время суток – в период от захода солнца до его восхода. Нарушители данной нормы привлекаются к администра­тивной ответственности в виде штрафа от 1 до 3 БВ, при нахождении в состоянии опья­нения – от 3 до 5 базовых величин.

 

Поделиться
Перейти к содержимому