Несмотря на то, что световой день увеличился, вероятность попасть под колеса для пешеходов не сократилась. Погода способствует значительному росту плотности транспорта на дорогах, а люди больше времени находятся на свежем воздухе. Уже само это создает предпосылки к совершению наездов. Однако какими бы ни были субъективные факторы, первопричина автоаварий лежит в поведении участников движения.
Значительное количество происшествий с пешеходами объясняется не столько незнанием ими правил, сколько нежеланием их выполнять. В подавляющем большинстве случаев на нарушения они идут сознательно. Одним из наиболее опасных действий является стремление как можно быстрее перебежать дорогу, так как пешеход считает, что чем быстрее он окажется на противоположной стороне, тем быстрее будет в безопасности. Этому есть научное объяснение. В основе такого действия лежит инстинкт: от опасности спасаться бегством. При этом внезапное появление человека перед автомобилем практически не оставляет водителю времени для действий по предотвращению наезда. Сидящему за рулем уследить бы за всем на проезжей части и адекватно реагировать на происходящее, а бегущий через дорогу рискует оказаться в его поле зрения в последний момент.
Выполняя одно из касающихся их требований Правил дорожного движения, пешеходы обязаны двигаться по тротуарам, пешеходным или велосипедным дорожкам, либо обочинам. Однако не следует идти по левому краю тротуара. Оступившись, пешеход может неожиданно оказаться на проезжей части дороги. Движение по краю обочины тоже небезопасно: высок риск травмирования прицепом автопоезда при его отклонении.
Пересекать проезжую часть дороги пешеходы должны по пешеходным переходам, а в случае их отсутствия – на перекрестках по линии тротуаров и обочин. Если в зоне видимости нет обозначенных пешеходных переходов, нужно переходить проезжую часть под прямым углом к ее продольной оси. Это обеспечит наименьшее время нахождения на проезжей части. Нельзя принимать решение о переходе на закруглениях дороги с малым радиусом, а также пересекать ее в местах с ограниченной обзорностью, из-за транспортных средств или иных препятствий.
Перед тем, как выйти на проезжую часть, пешеходу следует убедиться в отсутствии транспорта или правильно оценить расстояние до приближающихся транспортных средств и их скорость. Безопасным на загородной дороге является удаление транспорта на расстоянии 150-200 м, в населенном пункте – 100-150 м.
Пешеходные переходы тоже не относятся к тем местам, где позволительно почувствовать себя в полной безопасности. Людей сбивают и на них. Как правило, причиной совершения такого наезда является неправильная концентрация и распределение внимания водителя при оценке возникшей ситуации. Например, внимательно следя за приближающимися транспортными средствами, он может упустить из поля зрения пешеходов.
Идя по пешеходному переходу на многополосной улице, человек может быть сбит автомобилем, выезжающим из-за стоящих в соседних рядах транспортных средств. На перекрестках нередки наезды на прохожих в период смены сигналов светофора: наиболее опасны начальный и конечный интервалы времени движения пешеходов на зеленый свет. Переход на такой сигнал светофора не освобождает идущего от необходимости наблюдать за обстановкой на проезжей части.
Свой риск присутствует, когда пешеход еще находится на проезжей части улицы в момент включения красного сигнала светофора. Идущий нередко рассчитывает, что водители автомобилей, стоящих в ожидании проезда у перекрестка, видят его и пропустят. Однако он не учитывает, что приближающееся транспортное средство может без остановки въехать на пересечение улиц. В такой ситуации пешеходу нужно поскорее закончить переход или остановиться на «островке безопасности». А лучше переход дороги заранее рассчитать так, чтобы не останавливаться на середине проезжей части.
Многие дорожные происшествия являются следствием того, что участники движения слишком поздно замечают друг друга. Глубоко ошибается тот, кто полагает, что он видим в свете фар. Возможности водителей по распознанию всего находящегося на проезжей части и вблизи ее крайне ограничены. Многое зависит от расстояния, отделяющего машину от потенциально опасного объекта. Ситуация ухудшается при встречном разъезде транспортных средств, их движении в потоке или на подъеме дороги. Чем меньше света, тем выше для одетого во все темное человека вероятность слиться с проезжей частью, обочиной.
Увеличить степень видимости помогают элементы, которые отражают излучаемый автомобильными фарами свет. Благодаря световозвращателям пешеход становится заметным водителю с нескольких сотен метров – расстояния более чем достаточного для адекватных ситуации действий. Такие предметы в обязательном порядке должны использовать все при нахождении на проезжей части в темное время суток – в период от захода солнца до его восхода. Нарушители данной нормы привлекаются к административной ответственности в виде штрафа от 1 до 3 БВ, при нахождении в состоянии опьянения – от 3 до 5 базовых величин.