Поступление в школу – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Малышам приходится привыкать к новой обстановке, к новому режиму, учителям, изменяется привычный стереотип, психоэмоциональная нагрузка. Этот период привыкания к условиям школы является адаптационным и от него во многом зависит здоровье ребенка в будущем. Наиболее выраженные изменения в состоянии здоровья прослеживаются в течение первого полугодия. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит здоровье, работоспособность и успеваемость в последующие годы.
Возникает вопрос: есть ли какие-либо признаки, по которым родители могут судить о степени тяжести адаптации? Да, это, прежде всего, нарушения в поведении, во взаимоотношениях с детьми, снижение речевой активности, неустойчивое эмоциональное состояние, незначительное снижение аппетита, продолжительности и глубины сна. Если в течение 2-3 недель состояние ребенка нормализуется, значит – адаптация прошла легко.
Если же нарушения становятся более выраженными и длительными, а родители отмечают у детей боли в животе, частое мочеиспускание, изменение температуры тела, усиленное потоотделение – это значит, что снижается общая сопротивляемость организма. Все функциональные сдвиги становятся особенно отчетливо выраженными в дни, предшествующие острому заболеванию, которое, как правило, возникает в виде острой респираторной инфекции, протекающей без осложнений. Так происходит адаптация средней тяжести и длительность ее – 30-35 дней.
Изменения в состоянии здоровья при тяжелой адаптации проявляются в снижении массы тела; нарастании астено-невротических реакций (быстрая усталость, апатия, нежелание что-либо делать, головокружение, тошнота и др.); ухудшении нервно-психического здоровья (головные боли, нарушение сна, изменение аппетита); снижении или повышении артериального давления; падении общего мышечного тонуса, что приводит к нарушению осанки. Учащаются простудные заболевания.
Здесь особенно велика ответственность родителей. Они, прежде всего, должны заметить те, подчас незначительные, изменения, происходящие в ребенке, которые свидетельствуют о том или ином неблагополучии в состоянии его здоровья. При этом важно не только заметить их, самое главное – правильно понять, оценить и принять своевременные меры.
Актуальной проблемой сегодня является контроль за состоянием здоровья детей – будущих школьников. Поэтому родителям следует внимательно отнестись к заключениям всех врачей специалистов, которые обследовали ребенка (педиатра, хирурга, травматолога, окулиста, невролога, отоларинголога, стоматолога, психиатра, эндокринолога, логопеда), и выполнять все назначения по коррекции выявленных нарушений. Особое внимание следует обратить на состояние осанки и зрения у малыша. Зачастую дети, имеющие плохую осанку, страдают одновременно близорукостью.
Итак, для того, чтобы малыш благополучно привык к новым условиям и учился с радостью, родителям необходимо: строго следовать рекомендациям врачей и педагогов, тщательно следить за состоянием здоровья ребенка, его весом, ростом, нервно-психическим развитием, обеспечивать оздоровление и лечение детей в зависимости от результатов врачебных осмотров, организовать правильный режим дня, близкий к режиму, который будет принят в школе, куда поступает ребенок, обеспечить рациональное питание, закаливание, соблюдать продолжительность сна и время пребывания на свежем воздухе, воспитывать доброжелательное отношение к детям и взрослым. Обстановка в семье должна быть спокойной. От вашего отношения к ребенку и его проблемам во многом зависит будущее растущего человека, и только внимание, терпение и желание помочь принесут успех.

Марина АЛЕКСЕЕВА, заведующая детской поликлиникой

Поделиться
Перейти к содержимому