Возлюбленные о Господе всечестные отцы, братия и сестры! Сердечно приветствую всех вас лучезарными и жизнеутверждающими словами: Христос Воскресе!
Господь наш, Иисус Христос, пришёл на землю и жил человеческой жизнью. Будучи Богом Живым, самой Жизнью, Он приобщился всему, что составляет судьбу человека: Господь жаждал, был голоден; радовался и скорбел и, в конечном итоге, приобщился умиранию и смерти. Как Бог Он умереть не мог, но по любви к нам стал с нами Един, и вся трагедия, весь ужас человеческого бытия легли на Него. На Кресте Господь произнёс самые страшные слова истории: «Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?» (Мк. 15, 34).
Христос снизошёл в бездну богооставленности, в место, где нет ни света, ни радости, ни надежды – где нет Бога. Но, войдя в эту страшную область Он, Собой, Своим Божеством, Жизнью вечной, Светом неумирающим заполнил и озарил всё, навсегда упразднив смерть. Поэтому теперь, после Его славного Воскресения, когда мы умираем, то уходим не в бездну отчаяния, а к Богу, возлюбившему нас и отдавшему «Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел Жизнь вечную» (Ин.3.16-21).
Можем ли мы ныне сомневаться в этой Спасительной Любви Бога к человечеству? Своей жизнью на земле, отверженностью и предательством людьми; ужасом и страданиями в Гефсиманском саду в преддверии смерти на Кресте зная, что все Его оставят умирать в одиночестве, Господь, как бы говорит нам: Я умер, чтобы вы верили, что вы любимы Богом, и потому что вы Богом любимы, – вы спасены… О чём и пишет апостол Павел: «помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим. 9, 16).
Как же мы можем отозваться на эту Любовь? Мы должны всю свою жизнь превратить в благодарение Господу: не по долгу поклоняться Богу, не по необходимости исполнять Его заповеди, а сказать: Господи! Если Ты нас так любишь, то мы будем Тебя почитать, любить, слушаться потому, что Твой Путь – это путь жизни.
Однако следует помнить, что путь, ведущий к Воскресению, не иной, чем был путь Христов, как для каждого человека, так и для всякого народа. Это – Крестный путь, идя по которому человек отказывается от всего того, что отвлекает его; от всего, что его порабощает, что делает его рабом, а не свободным человеком. Это – отказ от себя ради того, чтобы быть способным «всем сердцем, всею душею, всем разумением и всей крепостью» (Мк. 12, 30) служить Богу и ближнему своему.
Христос обещал соединиться с нами в таинстве Причащения, о чем говорится в Евангелии: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56). Но прежде Он сообщил ученикам о другой чаше, к которой каждому предстоит приобщиться: «Чашу, которую Я пью, будете пить» (Мк.10, 39). Мы призваны жить и умирать, и воскресать для того, чтобы другие воскресли.
И если мы научимся любить так, как возлюбил нас Господь, тогда и мир станет новым, другим миром. Тогда придёт к нам Царствие Божие, Воскресение, новая жизнь. Но для этого каждый из нас должен умереть – не телесной смертью и не ужасной смертью разлуки, а отказом от своего себялюбия, от искания своего «я». Ибо, как пишет Святитель Лев Великий: «Есть смерть, ведущая к жизни, и есть жизнь, ведущая к смерти. И не где-то, а в этом преходящем веке можно обрести и то, и другое. Итак, нужно умереть для диавола, а жить для Бога; нужно устраниться от несправедливости, чтобы восстать для правды».
Возлюбленные о Господе, всечестные отцы, братия и сестры!
Ныне радость о Христовом Воскресении озаряет наши души и сердца. Укрепляемые силой Воскресения Христова, постараемся принести Ему истинные плоды духа, дабы освятиться Благодатию, которую принёс на землю Господь, чтобы в нашей душе пребывала Пасхальная радость не только в эти светоносные дни, но и в дни скорбей и жизненных испытаний. Ведь Пасха – это победа Христа над смертью и адом; это – торжество любви и мира; это, по слову Святителя Иоанна Златоуста, – «пир веры» и «богатство благости».
«Воскресения день, и просветимся торжеством…» и радостно воскликнем:
Христос Воскресе! – Воистину Воскресе Христос!