Каждый год 22 апреля отмечается не просто большой, а поистине глобальный праздник – Международный день Матери-Земли – праздник нашего общего уютного дома. И это хороший повод поговорить о заповедных уголках родного края. На Слонимщине много удивительных мест, улиц, переулков, урочищ и рек с уникальными названиями – Панасовка, Вельжабка, Перескок, Скубишевка, и т.д. И каждое место хранит свою неповторимую историю. Мы продолжаем наш проект «TRIP-ТУР: Проверено «СВ», посвященный особенностям внутреннего туризма и путешествиям по Слонимщине и Беларуси. И сегодня предлагаем нашим читателям совершить интересную пешую прогулку по старинным Панасовским горам, которые с разных сторон ограничиваются улицами Ружанская, Зеленая, Брестская и Гродненским шоссе.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЗЕМЛИ
«Этот праздник официально установлен резолюцией ООН в 1971 году, – рассказывает главный специалист Слонимской городской и районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Елена Казимировна Сидоренко. – Он призывает людей во всем мире объединиться в целях сохранения общего дома – планеты Земля.
Международный День Матери-Земли празднуется в апреле, потому что во многих странах в это время наступает потепление, почва освобождается от снежного покрова, пробивается первая зелень. Регулярно во время празднования призывают всех неравнодушных людей внести свой посильный вклад: убрать мусор, посадить дерево или цветок. В этот день повсюду проводятся масштабные экологические и природоохранные акции и мероприятия, симпозиумы, марафоны, благотворительные концерты, флешмобы и субботники».
НА БОЙКОМ МЕСТЕ
«Ці знаў хто з вас, браткі, Тараса, Што палясоўшчыкам служыў? На Пуцявішчы, у Панаса, Ён там ля лазьні блізка жыў», – так начинается известная сатирическая поэма Константина Вереницына «Тарас на Парнасе». А у нас в Слониме есть свой своеобразный «Парнас» – Панасовские горы с одноименными улицей и переулком. В древности греческий Парнас считался священной горой Аполлона и местопребыванием муз, поэтов и деятелей искусства. К слову, Панасовские горы тоже связаны с людьми искусства. Например, здесь находится «Фабрика художественных изделий», где работают замечательные мастера.
Сегодня на территории древних Панасовских гор размещаются здания прокуратуры, 3-й корпус УО «Слонимский Государственный медицинский колледж», лаборатории ОАО «Слонимский водоканал», супермаркет «Грошык» и т.д. Так что это место довольно примечательное и бойкое.
СТАРИННЫЙ НЕКРОПОЛЬ
На восточной части Панасовских гор раскинулся целый некрополь – старинное Ружанское кладбище, известное с XVIII века. Здесь нашли приют деятели истории и культуры Слонимщины: Герой Советского Союза Ф.М. Синичкин, деятель национально-освободительного движения в Западной Беларуси И.Я. Добриян, депутат Верховного Совета БССР А.И. Король, красноармеец, участник освободительного похода войск Красной Армии, погибший 18 сентября 1939 года А.А. Шило, сотрудники Слонимской милиции А.Л. Михальчик и Н.П. Мороз, погибшие от рук бандитов и т.д.
Здесь покоится генерал от инфантерии, герой Отечественной войны 1812 года М.И. Левицкий, офицеры 117-го Ярославского и 118-го Шуйского российских полков, деятели национально-освободительного движения, ветераны Великой Отечественной войны, представители духовенства и простые граждане, жившие в Слониме на протяжении более чем трех столетий.
ПОЧЕМУ ПАНАСОВКА?
Историк И.О. Романовский в своем исследовании «Положение города Слонима в Литовском государстве» (Гродно, 1895 г.) пишет, что название «Панасовка» произошло от древней Свято-Афанасьевской (Панасовской) церкви, построенной вначале современной улицы Пушкина (на месте нынешнего Свято-Преображенского собора) во времена великого князя литовского Гедимина (ок. 1275-1341 гг.). Сначала Панасовкой называлась современная ул. Пушкина. Но местные жители имели длинные земельные наделы – «шнуры», которые тянулись аж до современной ул. Брестская, на горы, которые тоже получили название «Панасовские». Такое название лингвисты называют «христианским». Напомню, что святой Афанасий Великий (ок. 295 – 373 гг.) — один из Отцов Церкви, принадлежавший к Александрийской школе патристики. В Слониме в старину были и другие улицы с «христианскими названиями». Например, улица Спасская (теперь ул. В. Крайнего).
ФОЛЬВАРОК ЕСМАНА
Из «Актов Слонимского гродского суда» мы знаем, что в XVI веке на Панасовке размещались фольварки шляхтичей и мещан. Так, 25 мая 1519 г. слонимский дворянин Иван Есман представил в суде купчую, согласно которой «мещанка Жуковая с первым мужем Борсуком продала ему на вечность фольварок в Слониме, на Панасовке». Шляхтич жаловался на мещанку, что она не отдает ему огород, принадлежащий к проданному Есману фольварку.
АРИСТОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВ
Есманы — старинный дворянский род герба «Корчак», деятельность представителей которого на протяжении многих веков была самым тесным образом связана с историей Слонимщины. Видимо, это были «ДА-люди», которые в отличии от «НЕТ-людей» всегда «были на позитиве» и говорили друг другу “Да!”, поэтому и фамилия у них была сообветствующая.
Иван Есман (Есьманович), дворянин королевский, во времена короля Казимира (1447-1492 гг.) купил имение Вербично у Хрептовичей. В 1506 г. выставлял в военные экспедиции 14 коней. В 1527 г. ездил посланником в Москву. В 1532 году получил королевское разрешение «konsens» на выкуп Василишского староства, оставленного Радзивилами. Потомки Есмана владели не только фольварком на Панасовке, но еще Сынковичами, Левковичами, Котрой и Бердовичами. Подробно об этом рассказывалось в статье про д. Бердовичи («СВ» № , от 25.08.12).
«БАРАБАННАЯ ЯМА»
Отмечу, что Панасовские горы – это природное месторождение песка и глины, пригодных для производства кирпича, тротуарных плит и черепицы. В начале XX века здесь действовал кирпичный завод Самуила Шухотовича, который находился рядом с Ружанским кладбищем. Мерный стук механизмов и шум заводского оборудования были похожи на «барабанную дробь», поэтому местные жители и окрестили территорию предприятия «Барабанной Ямой». Интересно, что до сих пор в разных частях города можно увидеть тротуарные плиты с клеймом – «Sz. Szuchotowicz». Во время войны Шухотовичи были расстреляны фашистами на Петралевичской горе.
ЛАГЕРЬ У КЛАДБИЩА
В первые дни немецкой оккупации Слонима, фашисты согнали в Барабанную Яму многих мужчин, среди которых были как военнопленные, так и гражданские. Враги окружили территорию колючей проволокой, выставили охрану с автоматами. На кладбищенской горе фашисты поставили орудия и пулеметы. Пленные несколько недель сидели под открытым небом, после чего гитлеровцы одних расстреляли, а других – отправили в концентрационные лагеря. В 1944 г., после освобождения Слонимщины, здесь в Барабанной Яме вновь заработали кирпичный и кафельный заводы, а также механическая мастерская.
ЗОНА ОТДЫХА?
История нашего «Парнаса» очень насыщенная, но не менее интересна и природная составляющая этого места. Часть Панасовских гор до сих пор находится в первозданном виде. 200 лет назад здесь находился городской выгон. Сохранились древние валуны и величавые тополя со стволами более 5 метров в обхвате. Даже сегодня тут можно встретить ежей, ужей, зайцев и косуль, приходящих сюда на водопой. Старожилы рассказывают, что здесь в 1970-х годах, еще при председателе горсовета Пеленицыне, хотели создать городскую зону отдыха. Даже соорудили небольшой пруд, убрали огороды местных жителей, но развал Союза поставил крест на этой экологической инициативе.
«ЦЕНТР СИСТЕМЫ»
Центр старинной водопроводной «системы координат» на Панасовских горах – это каптаж 1895 года постройки – комплекс сооружений по выводу подземных вод на поверхность и обеспечению их дальнейшей обработки. Напомню, что появлению водопровода в городе жители Слонима обязаны богатому мещанину Гирше Кунице. Строительство первой очереди водопровода было завершено в октябре 1895 г. Открытие же водопровода произошло в 1896 г. Мощность его была 1800 ведер в час и 43200 ведер – в сутки. Подземные чугунные водопроводные трубы, которые пролегли через весь город, подавали воду с Панасовских гор к распределительным резервуаром, один из которых находился в городском саду (ул. Пушкина), а другие – рядом с рыночной площадью (теперь ул. Первомайская и Школьная). Воду из резервуаров водовозы в бочках доставляли в дома горожан. Подробнее об истории водопровода можно узнать в музее ОАО «Слонимский водоканал».
РУЧЕЙ РУЖАНКА
От каптажа наш маршрут пойдет по руслу ручья Ружанка (другое название – Панасовка), которую образуют два родника на Панасовских горах. До начала ХХ века это была настоящая небольшая река – своеобразная труднопроходимая северо-западная граница Слонима.
Эта водная достопримечательность длиной 2,7 км, пересекает ул. Панасовка, Воссоединения, Синичкина и выходит к стадиону “Юность” на ул. Пушкина (бывшую Панасовскую). Протекая у каплицы святого Доминика, где в старину была застава со шлагбаумом и охраной, ручей преодолевает ул. Комсомольскую, Кирова и впадает в Щару у железнодорожного моста. Весной местами ручей довольно глубокий и бурный.
САДЫ И ОГОРОДЫ
На «Панасовских шнурах» в XVII веке находился двор богатых землевладельцев – князей Полубинских. Улица Садовая, по словам старожилов, получила свое название из-за того, что когда-то здесь находился сад Полубинских, который до войны радовал слонимчан великолепными клумбами и душистыми фиалками.
Территория стадиона «Юность» в конце XIX – начале XX вв. принадлежала костелу Святого Андрея. Перед войной этот пустующий участок арендовал огородник Вишневский, который поставил здесь большие парники, теплицы и выращивал разнообразные овощи на продажу.
*
Панасовские горы несут в себе особый дух прошлого – на соседних улицах сохранились старинные дома и изгороди, поражающие своей древностью. Шагая по улочкам, вы словно путешествуете во времени и ощущаете дыхание старины и таинственности.
В последние годы ул. Панасовка очень изменилась в лучшую сторону. Здесь появился асфальт, тротуары и красивые коттеджи. Это уже не просто район в городе, это место с собственной историей, духом и особой аурой. Поэтому, если у вас есть возможность, обязательно посетите это уникальное место и погрузитесь в его необычную атмосферу. Тайны Панасовки ждут тех, кто смело решится их исследовать и раскрыть.
Игорь ПРОКОФЬЕВ, общественный эколог