Президент провел совещание по перераспределению полномочий между органами власти.
Глава государства отметил, что перераспределение полномочий происходит нечасто, поэтому надо взвесить все за и против по каждому пункту. При этом во главу угла, подчеркнул Президент, необходимо ставить незыблемые приоритеты – комфорт и благосостояние населения.
“Что волнует прежде всего? Готовы ли те, кто хочет дополнительных полномочий, к их реализации? Ведь это не только дополнительное право оперативно и гибко решать вопросы, но и нагрузка, дополнительная ответственность. Ответственность – ключевой аспект во всей этой нашей работе”, – заявил Александр Лукашенко.
Президент обратил внимание, что правовые акты о передаче полномочий должны содержать четкий ответ на вопрос: кто конкретно будет отвечать за принимаемые решения? И никакого двоякого толкования здесь быть не должно, отметил он.
“Продуманы ли возможные риски? Не случится ли так, что через какое-то время в каждом регионе установится своя практика принятия решений, и она будет отличаться? К чему это может привести в современном мире, мы понимаем. У меня тоже есть опыт: это было в России. И я помню молодого Путина, когда он только стал Президентом после Ельцина, мы обсуждали этот вопрос: что ни регион (хотя в России это оправдано, она огромная страна), абсолютно разные решения. И в кучу собрать Россию многого стоило. Нам надо это или нет?” – задал риторический вопрос глава государства.
Александр Лукашенко подчеркнул: процесс перераспределения полномочий должен быть тесно увязан с конституционной реформой.
“Мы не должны принимать решения, которые в результате работы над Конституцией потом придется отменять или приводить в другое состояние. Поэтому надо будет тесно вести работу с Конституционной комиссией. И на основе новой Конституции мы должны прийти к выверенной и идеально продуманной вертикали власти с обновленными полномочиями”, – подытожил Президент.
В Беларуси в процессе конституционных изменений и перераспределения полномочий необходимо сохранить сильную президентскую власть. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил на совещании по вопросам перераспределения полномочий между органами государственной власти, передает корреспондент БЕЛТА.
“У Президента останутся основные полномочия, которые могут влиять на любое решение снизу доверху. Где бы ни был Лукашенко, какой бы ни был здесь Президент, он будет главой государства с сильными полномочиями, потому что, если мы “растворим” будущего Президента (не меня это касается), имеются в виду полномочия прежде всего, стране не бывать. Она исчезнет”, – подчеркнул Александр Лукашенко.
Глава государства обратил внимание на то, что решение о необходимости внесения конституционных изменений назревало давно и принималось исключительно исходя из внутренних интересов страны и общества. “Тем, кто забыл это, напоминаю, что не Россия и не руководство России (как сейчас эти идеи принято подкидывать в России) заставляют Лукашенко Конституцию переделывать. Нет. Этим мы занимаемся давным-давно. Подошли к тому, что эти изменения должны быть, потому что Лукашенко не вечен и мы не знаем, кто будет следующим, и какой он будет – диктатор, авторитарный руководитель, – мы тоже не знаем. Это первая важнейшая причина, по которой нам пришлось обратиться к Конституции”, – заявил белорусский лидер.
Он напомнил, что говорил о поправках в Конституцию еще во время обращения с посланием к белорусскому народу и парламенту несколько лет назад. И тогда было подготовлено два варианта Конституции. При этом глава государства обязательно потребовал персонифицировать поправки, чтобы было ясно, кто именно выступил с той или иной инициативой. “И что вы думаете? Два варианта, а изменений почти никаких. Потому что люди понимали, что за всякие предложения и изменения надо будет потом отвечать, нести ответственность”, – отметил Президент.
Вместе с тем в последнее время, по словам главы государства, появились отдельные личности, которые очень пекутся по поводу полномочий Президента. Однако для перераспределения полномочий нет необходимости менять Конституцию, это будет сделано до внесения поправок в основной закон, заверил Президент. “Для перераспределения полномочий, даже больших полномочий, Конституцию менять не надо. Мы ее меняем по другим причинам, – пояснил Александр Лукашенко. – До того, как произвести изменения в Конституции, мы перераспределим полномочия, чтобы не думали, что все сосредоточено в руках Президента и он принимает все решения”.
“Четверть века – немалый этап развития, тем более для такого молодого государства, как наше. Поэтому, как я говорил и ранее, пришло время еще раз посмотреть на то, какие решения и на каком уровне должны приниматься”, – продолжил он. В Беларуси, по его словам, выстроена налаженная система контроля и принятые на верхних уровнях власти решения доводятся до каждого исполнителя.
Тем не менее, отметил Президент, бывают случаи, когда исполнительская дисциплина немного хромает, а порой и в аппарате управления на различных уровнях нет полного единомыслия: “Особенно до последних событий – некоторые из них (мы их тоже знаем) из-под плинтуса посматривали: как же день воли пройдет, еще чего-то…”.
По словам Александра Лукашенко, суть не в том, что, как пишут, “власть устояла”. “Власть стояла и будет стоять. Мы просто государство сохранили и будем его дальше укреплять. Поэтому, кто хочет работать, вылезайте из-под плинтуса и начинайте работать. Вставайте в строй и вперед. У нас слишком много работы для того, чтобы отсиживаться где-то”, – подчеркнул белорусский лидер.
Земельные отношения должны оставаться под жесточайшим контролем государства. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил сегодня на совещании по вопросам перераспределения полномочий между органами государственной власти, передает корреспондент БЕЛТА.
На вопросы распоряжения землей Александр Лукашенко во время совещания обратил отдельное внимание. По его словам, это та сфера, где размывать полномочия главы государства не стоит.
“Здесь мое железное требование: на земли сельхозназначения или лесного фонда претендовать можно только по отдельному решению Президента. Тем более, как мне докладывают, в регионах есть тысячи участков, которые не востребованы. А нуждающиеся в улучшении жилищных условий вообще могут получать их бесплатно”, – сказал Александр Лукашенко.
Президент напомнил, что недавно им был подписан указ об отчуждении жилых домов в сельской местности и совершенствовании работы с пустующими домами. Теперь пустующие жилые дома, признанные судом бесхозяйными и переданные в собственность административно-территориальной единицы, смогут продаваться исполкомами на аукционах по рыночной стоимости с возможностью поэтапного снижения цены до одной базовой величины.
“Но под Минском и областными центрами, вблизи водоемов и заповедных мест земля останется под жесточайшим контролем. Вы знаете почему: это общее достояние, – подчеркнул глава государства. – Мы не можем превратиться, как в соседней стране: смотришь на озеро возле крупного города – простому человеку туда не подойти. Почему? Потому что забор выстроили прямо в воду и организовали причалы для своих “посудин”. Это негоже. Мы этого избежали”.
Александр Лукашенко напомнил, что уже как-то пробовал передать полномочия по распределению земельных ресурсов губернаторам. В итоге были примеры, когда самые плодородные земли отдавались под строительство складов.
“Поэтому я уже насмотрелся, у меня был опыт передачи этих полномочий вниз. Это не потому, что губернаторы плохие. Просто такие вещи должны быть железно в одних руках, – убежден Президент. – Ведь все равно губернатор будет вносить предложения, и уже по вертикали через правительство до Президента мы изучим эти вопросы и примем решения”.
“Словом, земельные, лесные вопросы передавать кому-то запрещается. Это запрещенная тема. Бывают исключения, но тогда придите, докажите Президенту – он примет решение. Думаю, наши дети и внуки спасибо за это скажут. И будущий Президент, который будет управлять страной, тоже поблагодарит всех нас за то, что мы оставили такие вопросы и полномочия у Президента”, – резюмировал глава государства.
Вместе с тем Александр Лукашенко заявил, что не против рассмотреть предложения по осовремениванию действующей практики, упрощению администрирования за счет внедрения цифровых технологий.