Уважаемые коллеги, ветераны педагогического труда!
Примите самые искренние поздравления с профессиональным праздником!
Учитель всегда был и остается скрепляющей основой общества, значимой фигурой в жизни каждого человека. Труд учителя по праву считается самым благородным, созидательным и самоотверженным.
Отрадно, что педагоги Слонимщины грамотно и профессионально сочетают в своей работе верность традициям и стремление ко всему новому и передовому, добиваются высоких результатов во всех направлениях деятельности.
Желаю, чтобы вы всегда сохраняли преданность избранному делу, никогда не усомнились в выборе своей стези.
Выражаю искреннюю благодарность за ваш каждодневный подвижнический труд, терпение и оптимизм, искреннюю любовь к своей профессии.
Пусть каждый день вашей жизни приносит только положительные эмоции, желание трудиться и достигать новых высот. Крепкого вам здоровья, творческого вдохновения, счастья и благополучия вашим семьям.
С уважением, начальник управления образования райисполкома С.В. Валько.
Завтра мы будем отмечать День учителя. И хотя у нас много радостных и значительных праздников, но День учителя – особенный. Многое связано с именем педагога в каждой семье. Отзывчивый, чуткий и доброжелательный учитель на всю жизнь остается в памяти каждого человека.
Учитель и школа являются основным звеном, которое обеспечивает всестороннее развитие личности. Педагоги вооружают детей знаниями, формируют мировоззрение, готовность своим трудом умножать богатство и могущество Родины, защищать ее.
Образовательное пространство района включает 22 учреждения общего среднего образования, 21 учреждение дошкольного образования, 2 учреждения дополнительного образования детей и молодежи, центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, социально-педагогический центр.
Качество образования – это, в первую очередь, высокий профессионализм педагогов, их образовательный и квалификационный уровни. В учреждениях образования работает 2426 работников, в том числе 1289 педагогов. Высшее образование имеют 78,6 % педагогов (учреждения общего среднего образования – 91,7%), среднее специальное образование – 21,4% педагогов (учреждения общего среднего образования – 8,6%). Высшая и первая квалификационные категории присвоены 63,7% педагогов (учреждения общего среднего образования – 78,3%).
Современные требования к учителю значительно возросли и, самое главное, акценты стали другими в связи с тем, что изменились дети, изменились родители, меняются требования к выпускнику школы.
Создана районная модель профильного обучения. Программы профильного обучения осваивают 390 учащихся по 6 учебным предметам во всех городских учреждениях образования.
Открыты: 7 спортивных классов для 98 учащихся (СШ № 2, СШ № 3, СШ № 5, СШ № 8, СШ № 10); 7 кадетских классов для 176 учащихся в СШ № 9; 3 аграрные группы для 27 учащихся в СШ № 7, Озерницкой СШ; 2 класса МЧС для 43 учащихся в СШ № 10; 8 групп педагогической направленности для 79 учащихся (СШ № 8, СШ № 3, СШ № 2, Жировичской СШ). На базе СШ № 9 действует центр допризывной подготовки. В СШ № 2 и № 8 введены факультативные занятия музыкальной и хореографической направленности, которые посещают 589 учащихся. На базе данных учреждений действует 9 образцовых и 1 народный коллектив. Функционирует районная Школа подготовки к олимпиадам для учащихся 8 – 11 классов.
Большой вклад в развитие интеллектуального потенциала учащихся вносят педагоги: Сокол Алла Валентиновна, Бонцевич Сергей Викторович (УПК Деревновский ЯССШ), Мягкая Алла Федоровна, Полуносик Светлана Георгиевна и Пашкевич Ольга Анатольевна, Кириленко Людмила Михайловна, Афанасик Татьяна Михайловна, Курдун Людмила Григорьевна, Короленя Татьяна Леонидовна, Шундрик Жанна Юрьевна (гимназия № 1), Буй Светлана Андреевна, Лапикова Елена Васильевна и Радецкая Ирина Евгеньевна (СШ № 2), Шевченко Татьяна Анатольевна (СШ № 3), Городко Ольга Александровна, Анищик Наталья Николаевна (СШ № 4), Бонцевич Ольга Петровна (СШ № 7), Ганисевская Ирина Петровна, Жак Татьяна Николаевна, Клыбик Инна Антоновна, Парфенчик Елена Владимировна (СШ № 8), Авласенко Елена Николаевна (СШ № 9), Воронко Сергей Васильевич, Лихолап Виктор Аркадьевич (СШ № 10), Мелешко Светлана Васильевна (Жировичская СШ).
Целенаправленная системная работа по повышению качества образования невозможна без инновационной и экспериментальной деятельности. В учреждениях образования реализовываются 2 экспериментальных проекта и 10 инновационных проектов. Функционируют 3 областных ресурсных центра (Жировичская СШ, СШ № 8, специальный ясли-сад).
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
В 2019/2020 учебном году к работе в учреждениях образования района приступили 19 молодых педагогов: 12 выпускников высших учебных заведений и 7 – средних специальных. В большинстве, это выпускники Гродненского государственного университета имени Янки Купалы и Волковысского педагогического колледжа. В наибольшем составе представлены учителя английского языка, воспитатели дошкольного образования, учителя физической культуры и здоровья.
Важным аспектом для системы образования района остается закрепление молодых специалистов. Радует тот факт, что молодые слонимчане, в свое время избравшие первым рабочим местом учреждения образования Слонимщины, как правило, остаются в них надолго. Именно с целью укомплектованности квалифицированными педагогическими кадрами учреждений района создаются все необходимые условия по закреплению молодых специалистов на местах.
Многие молодые специалисты с первых дней работы в школе зарекомендовали себя активными, творческими, грамотными педагогами.
Например, Вероника Николаевна Комар свою трудовую деятельность начала в 2015 году в государственном учреждении образования «Средняя школа № 9 г. Слонима» учителем английского и немецкого языков после окончания учебы в УО «Барановичский государственный университет» по специальности «Преподаватель английского и немецкого языков».
В 2017 году стала номинантом в самопрезентации «Мои первые достижения в профессии» в рамках районной Недели молодого педагога «Педагогический дебют». В декабре 2018 года приняла участие в республиканском фестивале инновационного педагогического опыта «Инновация как стратегия саморазвития» в ГУО «Академия последипломного образования», на котором транслировала опыт работы по реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования кросскультурных компетенций учащихся учреждений общего среднего образования».
Проводит целенаправленную работу с одаренными детьми, развивая их интеллектуальные и творческие способности. В 2019 году исследовательская работа ее учащихся была отмечена дипломом второй степени в XIX открытой районной научно-практической конференции «Ступени к науке» в секции «Иностранные языки». В районном этапе IV областного смотра- конкурса любительских театров на иностранном языке «Триумф» театральный коллектив «Девяточка», руководителем которого является Вероника Николаевна, отмечен дипломами в номинациях «Лучшие декорации», «Лучшая мужская роль» (апрель 2019 г.).
Предметом самообразовательной деятельности учителя выступают медиаресурсы, что способствует разработке электронных образовательных ресурсов и демонстрации их использования на открытых учебных занятиях на заседаниях школьных и районных методических объединений учителей английского языка.
У молодого педагога – разносторонние интересы. Она увлекается чтением и рисует акварелью, ведет активный образ жизни, занимается плаванием и путешествует по историческим и живописным уголкам нашей страны. Играет на фортепиано и гитаре. Принимает активное участие в жизни школы и трудового коллектива.
ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Гимназия № 1 старается идти в ногу со временем, открыта для всего нового и конструктивного, активно развивается, опираясь на свои лучшие традиции.
Важное место в гимназическом образовании занимает английский язык. Изучая английский язык на повышенном уровне с 5 класса, учащиеся гимназии развивают необходимые коммуникативные компетенции для успешного общения и взаимодействия в социуме.
Профессиональное мастерство учителей гимназии Курдун Л.Г., Савич Т.С., Панасенко Т.Н., Цвикевич Н.Н., Волынец И.И., применение эффективных педагогических технологий в обучении, высокий интеллектуальный потенциал гимназистов способствуют достижению высоких результатов: ежегодные призовые места во втором и третьем этапах республиканской олимпиады по английскому языку, успешное участие в научно-практической конференции и высокий бал сдачи централизованного тестирования.
Особые слова благодарности хочется выразить ветеранам педагогического труда Бурачевской А.И., Гончарик Л.И., обеспечившим высокое качество знаний и конкурентоспособность наших выпускников.
Хорошее знание английского языка дает возможность участия учащимся и педагогам в телекоммуникационных проектах сети IEARN. Наши партнеры по общению – США, Финляндия, Индия, Израиль, Австралия, Шри-Ланка и др. Более 100 учащихся гимназии вовлечены в интернет проекты: ENO-programm, PeaceOneDay, SkapeintheClassroom под руководством координатора Волынец И.И. В рамках работы в интернет проектах в этом году учащаяся 11 класса Нагай Дарья и педагог Волынец И.И. представляли Беларусь на международной конференции по проблемам экологии в Финляндии. Вот уже на протяжении ряда лет активно работает клуб любителей английского языка «Languages+»под руководством Панасенко Т.Н.
Благодаря творчеству, инициативе и креативности педагогов Курдун Л.Г., Панасенко Т.Н., Цвикевич Н.Н., Маслодудовой О.Г., Ильиной А.Л. любительский театр «Домино» в течение трех лет был победителем областного конкурса театров на иностранном языке, весенний фестиваль иностранной песни «SpringSongSpirit»скоро отметит 10-летний юбилей, а музей гимназии может принимать иностранных гостей, для которых проводятся разработанные педагогами и учащимися экскурсии на английском, польском и немецком языках.
Учителя английского языка гимназии активно участвуют в семинарах, мастер-класс, конференциях, транслируя свой опыт педагогической деятельности на областном, районном и гимназическом уровнях и повышая свою профессиональную компетентность.
ПРОФИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Из дня в день вот уже 27 лет приветливо распахивает свои двери государственное учреждение образования «Средняя школа №9 г. Слонима», которая знаменита своим кадетским корпусом. Подготовка ребят к осознанному выбору профессии – служению Отечеству на военном поприще – ведется в кадетских классах. Из 454 выпускников 201 стал военным. 30 офицеров 11 ОМБр – также наши выпускники. Большую роль в этом сыграли воспитатели кадетских классов В. В. Шинкевич, В. Г. Рапьевец, Е. Н. Абрамчик; педагог дополнительного образования, руководитель школьного музея «Военная история Слонимщины» В.Ф. Герасимчик.
Одним из основных направлений работы государственного учреждения образования «Средняя школа №10 г.Слонима» является формирование навыков безопасного поведения обучающихся.
На базе школы уже 15 лет функционируют классы по направлению «Безопасность жизнедеятельности». Целью деятельности данных классов является не только допрофессиональная подготовка учащихся по специальности «спасатель», но и обучение навыкам самосохранения, формирование личности на основе понимания необходимости защиты государства, общества и индивида средствами осознания необходимости безопасного поведения. За годы существования классов МЧС выпущены 179 курсантов.
УГЛУБЛЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ
Народный музей боевой и трудовой славы имени А.С. Жуковского СШ № 4 – центр воспитания, центр краеведения, центр образовательного пространства. Огромный вклад в деятельность музея внесла учитель истории Свирепик Т.В. вместе со своими учащимися. Имеются достойные победы в конкурсах и мероприятиях. Педагоги Шундрик Л.М., Городко О.А., Шишко Т.В. активно включили обучающихся в литературную деятельность («Письмо ветерану», «Письмо в прошлое», буклет «Мы ими гордимся».)
Борис Н.М., Шалесная Е.В. вместе с учащимися 4 «Б» и 7 «А» классов создали игры «Звездочка на карте района». Активно работает на базе музея педагог- организатор Турлюк Е.Д. с членами ОО БРПО и ОО БРСМ.
Основные экспозиции историко- краеведческого музея ГУО “Учебно- педагогический комплекс Деревновский ясли-сад – средняя школа Слонимского района” отражают историю края от древнейших времен до современности и включают материалы по археологии, этнографии края, истории школы, истории деревень Деревновского сельского Совета, истории края в годы Великой Отечественной войны, истории колхозного движения, материалы об известных людях края.
В образовательном процессе материалы музея используется по трем направлениям: урок в музее; фрагмент урока в музее; использование на уроке отдельных музейных предметов, мини-выставки.
В 2018/2019 учебном году республиканскими дипломами были отмечены: краеведческое исследование «Топонимика деревновского края» (руководитель – Сокол А.В.,) и работа «Из истории храмов деревновского края» (руководитель – Федута В.В.).
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
«Двигайся по ступенькам – достигнешь успеха!». Под таким девизом вот уже несколько десятилетий двигаются вперед баскетболисты- спортсмены государственного учреждения образования «Новодевятковичская средняя школа Слонимского района».
Системная работа, традиции, желание и интерес из года в год помогают штурмовать все новые и новые вершины. Школьная баскетбольная команда – несомненный лидер Слонимского района, участник не только районных, но и областных, республиканских и даже международных соревнований.
Гордостью учреждения образования является Близнюк Владислав, участник пяти Чемпионатов Европы по баскетболу среди юношеских, юниорских и молодежных команд.
Достижения стали возможны благодаря слаженной работе через урочную и внеурочную деятельность. Результат складывается из многих факторов. Учителем физического воспитания и здоровья Дробом Анатолием Аркадьевичем в процессе проведения уроков формируются основные двигательные умения и навыки, выявляются перспективные ребята.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
Духовно-нравственное воспитание на православных традициях белорусского народа стало неотъемлемой частью целостного образовательного процесса и является одним из ведущих направлений государственного учреждения образования “Жировичская средняя школа Слонимского района”.
С 2015 года учреждение образования является ресурсным центром системы образования Гродненской области по теме “Духовно- нравственное воспитание учащихся на православных традициях белорусского народа”. Успешно завершив инновационный проект в сентябре 2018 года Жировичская СШ включена в реализацию нового республиканского инновационного проекта «Внедрение модели нравственного развития обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа с учетом регионального социокультурного кластера».
ГУО «Слонимский дошкольный центр развития ребенка» прошел 25-летний путь становления, накопления педагогического опыта, повышения качества работы, творческого поиска, улучшения материально – технической базы. 2 февраля 1983 года тогда ещё ясли – сад № 20 в первый раз приветливо распахнул свои двери для маленьких жителей нашего города Слонима. В 2004 году дошкольное учреждение стало дошкольным центром развития ребенка, а в 2008 году успешно прошло аттестацию Департамента контроля качества образования. На протяжении многих лет педагогические работники учреждения делятся своим опытом работы с коллегами, активно принимают участие в районных, областных, республиканских семинарах. Учреждение награждено дипломами разного уровня. Творческой группой педагогов разработан проект «Наш Детский сад», одним из результатов которого стало выбранное педагогами, детьми и родителями название для нашего учреждения – «Мир открытий».
МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
В атмосфере творчества и веры в пленительную силу хореографического искусства, которая царит в образцовом танцевальном коллективе «Золак», воспитываются учащиеся хореографических классов СШ №2, которыми руководит Гундер Жанна Николаевна.
Тамара Владимировна Бомбешко – учитель музыки по сольфеджио, хоровому классу и вокальному ансамблю средней школы №2. Она является руководителем не одного, а сразу трех коллективов, способных заявить о себе на самых престижных конкурсах. Образцовый хоровой коллектив «Иларита», вокальные ансамбли «Карамельки», «Girls band» – вот ее три детища, сразу же полюбившиеся слонимчанам и всем, кто хоть раз присутствовал на их выступлениях.
Ромейко Ольга Павловна – педагог по классу цимбал, руководитель образцового ансамбля цимбалистов “Слонімскія зорачкі”, который знаком не только гродненской земле. На протяжении уже 10 лет слонимские цимбалисты «горят» на творческом небосклоне, побеждают на международных, республиканских, областных конкурсах и фестивалях.
Областной ресурсный центр музыкальной и хореографической направленности, действующий с 2017 года в государственном учреждении образования «Средняя школа № 8 г.Слонима», является площадкой музыкального воспитания учащихся школы, города, района, а также базой обмена опытом среди педагогических работников эстетического направления по вопросам современных технологий в области музыкального искусства.
С 2012 года в учреждении образования работает единственная в Гродненской области профессиональная студия звукозаписи (руководитель Грасевич О.Г.). На базе студии работает образцовый эстрадный коллектив «Шанс», которым руководит учитель высшей квалификационной категории Е.М. Фомченко. Школа гордится образцовым оркестром баянов, аккордеонов (рук. Цвикевич Т.А.), образцовым хором «Званочак», группой «Крутые пацаны» (рук. Володкович М.В.) , ансамблем скрипачей «Натхненне» (рук. Москаленко Н.Д.), народным ансамблем инструментальной музыки «Фантазия плюс» (рук. Матовицкая А.А.).
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Согласно учебной программе дошкольного образования ясли-сад № 3 осуществляет работу по приобщению детей к истокам белорусской культуры, изучению и использованию лучших традиций народной педагогики, воспитанию патриотизма. Система работы по этнокультурному воспитанию включает в себя работу с кадрами, воспитанниками и родителями. Организация образовательного процесса строится с акцентом на музейную педагогику и клубную работу.
Белорусскоязычные группы есть также в я/с №5, №6, №18.
На базе государственного учреждения образования «Специальный ясли-сад г. Слонима» функционирует областной ресурсный центр по теме «Управление качеством специального образования на уровне дошкольного образования посредством использования информационных коммуникационных технологий». Ресурсный центр сегодня – это звено, соединяющее научные концепции и практический опыт.Педагогическими работниками учреждения образования накоплен опыт работы по использованию информационных коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе.
Слонимский санаторный ясли-сад посещают 82 воспитанника с заболеваниями органов дыхания, опорно-двигательной системы и другими особенностями здоровья. С 2010 года учреждение образования получило статус санаторного яслей-сада, в котором воспитанники раннего и дошкольного возраста получают дошкольное образование и оздоровление. Для оздоровления детей в учреждении функционирует медико-реабилитационный блок, включающий кабинеты массажа, физиотерапевтический, ингаляторий, зал ЛФК, процедурный кабинет. Выполнение оздоровительных мероприятий обеспечивают врач-педиатр, медицинская сестра, медицинская сестра по физиотерапии, инструктор ЛФК, медсестра по массажу.
СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
«Кадры решают все» – данный постулат остаётся непреложным и актуальным всегда. Слонимщина по праву гордится педагогами, учащимися и выпускниками СУЗов района.
Учреждение образования «Жировичский государственный аграрно-технический колледж» в настоящее время готовит специалистов по двум специальностям: техническое обеспечение процессов сельскохозяйственного производства; энергетическое обеспечение сельскохозяйственного производства. Материально-техническая база колледжа – основа подготовки компетентного специалиста. Преподаватели отделения активно работают в системе непрерывной подготовки специалистов в рамках ассоциации «Агроинженер».
Учащиеся отделения неоднократно становились победителями и призерами республиканских олимпиад и конкурсов профессионального мастерства среди студентов и учащихся системы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. По окончании колледжа более половины учащихся поступают для продолжения обучения в высших учебных заведениях.
Учреждение образования «Слонимский государственный профессионально-технический колледж сельскохозяйственного производства» в связи с требованиями времени менял свой статус, выполнял те задачи, которые стояли перед нашим обществом и государством на современном этапе.
Это первое учебное заведение такого типа в Гродненской области. Здесь учащиеся получают среднее специальное образование, не выезжая далеко за пределы города. К тому же оказалась свободной ниша по подготовке техников-автомехаников в Гродненской и Брестской областях, которые будут востребованы на станциях технического обслуживания. С этой целью работает станция по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей.
Учреждение образования «Слонимский государственный медицинский колледж» является правопреемником трех предшествующих учебных заведений: Слонимский школы медицинских сестер (1940-1954 гг.), Слонимского медицинского училища (1954-2001 гг.), учреждения образования «Слонимское государственное медицинское училище» (2001-2009 гг.).УО СГМК имеет следующие структурные подразделения: отделение подготовки кадров со средним специальным образованием по специальности «Лечебное дело» (отделение «Лечебное дело»); отделение подготовки кадров со средним специальным образованием по специальности «Сестринское дело» (отделение «Сестринское дело»); отделение повышения квалификации руководящих работников и специалистов со средним специальным образованием по профилю образования «Здравоохранение» (отделение повышения квалификации).
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Государственное учреждение образования «Слонимский районный центр творчества детей и молодежи» – широкодоступное комплексное многопрофильное учреждение дополнительного образования, деятельность которого направлена на развитие личности обучающихся, развитие творческих способностей, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию.
Занятия декоративно-прикладным творчеством – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает творческие и организаторские способности, фантазию, пространственное воображение, конструкторские возможности. Всем этим навыкам в учреждении дополнительного образования помогают овладеть педагоги декоративно-прикладного творчества. Высоких результатов с учащимися в конкурсах областного и республиканского уровня добиваются следующие педагоги: Кашуба Алла Михайловна, Зубеня Татьяна Павловна, Ерш Галина Ивановна, Кононович Жанна Юрьевна, Лойко Оксана Геннадьевна.
31 августа 2019 года открылось новое государственное учреждение образования «Слонимский районный центр дополнительного образования детей и молодежи», руководит которым С.А. Царук.
В учреждении организована работа 81 объединения по интересам по 6 профилям: туристко-краеведческому, техническому, спортивно- техническому, эколого-биологическому, естественно-математическому, художественному. Открыты и новые, интересные объединения по интересам.
Игорь ПРОКОФЬЕВ.