Чуть больше года назад в Закон Республики Беларусь «Об охранной деятельности» и некоторые связанные с ним нормативные правовые акты были внесены изменения и дополнения, касающиеся сферы охраны.
Всем известно, что основным «охранным» органом в нашей стране выступает Департамент охраны Министерства внутренних дел. Однако, в некоторых организациях и учреждениях Слонимщины до сих пор охраной объектов занимаются работники, никак не связанные с Департаментом. И стоит отметить, иногда эта работа организована с нарушениями.
В 2024 году на территории Слонимского района было проведено более 30 мероприятий проверочного характера по оценке соблюдения организациями условий и правил осуществления охранной деятельности, в ходе которых выявлено 49 нарушений.
О том, какие нарушения в сфере охраны организаций и учреждений наиболее распространены, журналисту «СВ» рассказал ведущий специалист по лицензированию Слонимского отдела Департамента охраны Министерства внутренних дел Виктор Александрович Олесюк.
– Первым типичным недостатком, на который нужно сделать акцент, является отсутствие прохождения работниками охраны организаций квалификационного экзамена по вопросам осуществления охранной деятельности. Это испытание должны пройти все, кого в организации планируют допустить к работе сторожем, вахтером или охранником. Экзамен проходит в форме тестирования. Его принимает квалификационная комиссия, созданная в подразделении охраны. Только получив положительный результат, работнику можно приступать к самостоятельному выполнению обязанностей по охране объектов.
– Виктор Александрович, значит ли это, что к выполнению охранных функций нельзя допустить работника, не прошедшего экзамен?
– Верно. Подчеркну, что статьей 24 Закона в новой редакции установлен порядок допуска к выполнению обязанностей только после прохождения работником охраны медицинского осмотра, проверки на годность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и физической силы, а также квалификационного экзамена по вопросам осуществления охранной деятельности. Именно отсутствие проверки работников охраны организаций на годность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и физической силы, является еще одним распространенным недостатком.
– Каким образом работник должен пройти эту проверку?
– По приказу руководителя организации создается комиссия, которая в форме тестирования должна проверить теоретические знания нормативных правовых актов, регулирующих охранную деятельность, практические умения применять специальные средства (при их наличии) и физическую силу. Затем проверка работника на годность проводится не реже одного раза в два года.
– Расскажите, пожалуйста, какое внимание должно уделяться организациями совершенствованию профессиональных знаний, умений и навыков работниками охраны?
– Обеспечение безопасности и защиты имущества в современных реалиях влечет за собой повышенные требования к профессиональным навыкам работников охраны. В организации должны быть назначены ответственные за данное направление, созданы условия для проведения теоретических и практических занятий, а также осуществляться систематическая проверка знаний и навыков. Учебный год для работников охраны, который длится с 1 января по 31 декабря, необходимо завершить приемом экзамена.
– Представим ситуацию: в организации появился новый объект, который необходимо взять под охрану, или руководством организации принято решение осуществлять охрану своих объектов сомостоятельно. Что делать?
– Руководство организации не позднее одного месяца должно уведомить территориальное подразделение Департамента охраны по месту нахождения организации, либо месту нахождения охраняемого объекта. Уведомление направляется заказным письмом с уведомлением о вручении, либо в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью руководителя или иного уполномоченного лица действовать от имени организации.
Безусловно, организации вправе осуществлять охрану своих работников и принадлежащих этим организациям объектов, но только после уведомления специального органа охраны об осуществлении охранной деятельности, не подлежащей лицензированию.
– Виктор Александрович, какая ответственность существует за перечисленные виды нарушений?
– Если нарушение не устранено в установленные сроки, оно квалифицируются по статье 24.37 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь, что влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин с конфискацией предметов и специальных средств охранной деятельности или без конфискации, а на юридическое лицо – до ста базовых величин с конфискацией предметов и специальных средств охранной деятельности или без конфискации.
Соблюдайте требования Законодательства Республики Беларусь, а работники Слонимского отдела Департамента охраны Министерства внутренних дел всегда помогут.
Консультации по вопросам охранной деятельности можно получить по адресу: г. Слоним, ул. Коммунистическая, 4, или по телефону: (01562) 51438.
Подготовила Елена ЛЫНЬКО