В последнее время все чаще в сети Интернет и различных деструктивных телеграм-каналах появляются призывы к блокированию железнодорожных путей с целью нарушения графика движения поездов и причинения ущерба ГО «Белорусская железная дорога». Несколько случаев незаконного вмешательства в нормальную деятельность железной дороги, которые повлекли задержки в движении поездов, зарегистрированы в сентябре-октябре 2020 года на территории Минской и Могилевской областей. Вечером 26 октября 2020 г. (в 20.45) неизвестные наложили медную проволоку на железнодорожные пути на перегоне «Скидель – Житомля» (37 км ПК 5). 27.10.2020 поступила информация о наложении медной проволоки на железнодорожные пути на перегоне «Волковыск-Рось» (894 км ПК 6). Ложная занятость пути повлекла задержку пассажирского поезда «Витебск- Гродно». В настоящее время сотрудники милиции проводят по данным фактам проверочные мероприятия. Незаконные вмешательства в безопасное функционирование железной дороги могут привести к тяжким необратимым последствиям, а именно: к сходу пассажирских поездов, травмированию и гибели пассажиров, к сходу грузовых составов с опасными грузами и причинению вреда окружающей среде, различным субъектам хозяйствования и, в целом, вреда государству. Тем, кто совершает такие деяния, стоит задуматься о неотвратимости ответственности за подобные преступные посягательства. С этой целью разъясяю, что за нарушение безопасности движения железнодорожного транспорта и совершение действий, создающих угрозу безопасного функционирования железной дороги, предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность. Так, за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте, – подкладывание на железнодорожные и трамвайные пути предметов, которые могут вызвать нарушение движения, повреждение железнодорожного или трамвайного пути, защитных путевых объектов, сооружений и устройств сигнализации и связи – наступит административная ответственность в виде штрафа в размере до пятидесяти базовых величин (ст. 18.3 КоАП). За создание любых препятствий на дороге, задержку движения группой людей либо иным способом последует наказание по статье 18.1 КоАП в виде штрафа от 6 до 10 базовых величин. Если же умышленное блокирование транспортных коммуникаций повлечет ущерб в особо крупном размере, тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение либо смерть человека, ответственность наступит по ст. 310 Уголовного кодекса. Максимальный срок наказания по части второй данной статьи – 10 лет лишения свободы. В случае совершения действий с таким же умыслом, но не повлекшим названных последствий по независящим от виновного причинам, преступление будет квалифицироваться по ст. 14 и ст. 310 УК с аналогичными мерами наказания. Совершение взрывов, поджогов или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения им телесных повреждений, разрушения или повреждения зданий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи или другого имущества, в целях нанесения ущерба экономической безопасности и обороноспособности Республики Беларусь, квалифицируется как диверсия и влечет наказание по ч.1 ст. 360 УК в виде лишения свободы на срок от 10 до 15 лет. Диверсия, совершенная организованной группой либо повлекшая гибель людей или иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от 10 до 25 лет, или пожизненным заключением, или смертной казнью. Совершение аналогичных действий в целях оказания воздействия на принятие решений органами власти, либо воспрепятствования политической или иной общественной деятельности, либо устрашения населения, либо дестабилизации общественного порядка, на основании ч.1 ст. 289 УК является актом терроризма и в качестве наказания безальтернативно предусматривает наказание в виде лишение свободы на срок от 8 до 15 лет.
Вячеслав ШЕТИК, Гродненский транспортный прокурор старший советник юстиции