Детство – это то, с чего начинается жизнь каждого человека, будущего гражданина. Это самый важный этап в его жизни.
Многих трудностей можно избежать, если с самого рождения ребенка строить его воспитание в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями.
Все мы воспитываем детей в меру своего умения, редко задумываясь, почему в некоторых ситуациях поступаем именно так, а не иначе. Часто от родителей можно услышать: «У всех дети как дети, а у меня…» И дальше они не стесняются в эпитетах: неряха, лгун, лентяй….. Присваивание кличек, навешивание ярлыков занижает самооценку ребенка, и со временем он действительно начинает им соответствовать. Часто самооценки детей являются прямым отражением отношения к нему окружающих. Правило «не вешать ярлыков» помогает поддержать в ребенке веру в свои возможности, особенно на этапах обучения чему-то новому. Детям необходимо говорить о поступке или поведении, но никак не о его личности.
К сожалению, дети не всегда оценивают образовательные возможности, предложенные родителями. Часто блестящее будущее, нарисованное родителями в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка учиться, получать дополнительное образование. Пока ребенок мал, родителям удается с ним справиться. Но вскоре малыш превращается в подростка, который начинает выражать протест всеми доступными ему способами. Может быть, родителям стоит задать себе вопрос: эти занятия, собственно, чье желание? Заполняя жизнь ребенка «нужными» и «полезными», на ваш взгляд, занятиями, не забудьте оставить ему время на то, что для него действительно важно.
Мы любим своих детей, и они любят нас. Но иногда мы перестаем понимать друг друга. В поиске выхода из сложившейся ситуации мы не всегда его находим, а если и находим, то он не всегда удовлетворяет наши желания и запросы.
К сожалению, во многих семьях взаимоотношение с с детьми сводится только лишь к совместному выполнению домашнего задания. Этого ли ждут от нас наши дети? Чувствуют ли они себя любимыми? Важно отметить, что большое значение для детско-родительских отношений имеет не количество, а качество времени, проведенного вместе. Поэтому, даже если ваш день расписан буквально по минутам, найдите время поговорить с ребенком или посидеть вечером у его кровати, почитать книгу, поговорить о проведённом дне. А самым лучшим будет отдых на природе всей семьи.
Часто детей лишают радости познания и собственных открытий, все делая за них, изначально опережая их стремления и желания, не давая проявиться их потенциальным возможностям, их самовыражению. Он хочет сам что-то сделать: поставить, снять, стянуть, достать, и не только хочет, но и может, но мама все делает за него. Ребенок же не находит применения своим умениям. Сначала потому что не дают взрослые, а потом привыкнув к бездеятельности. Самостоятельность не развивается, любознательность гасится. Таким образом, в ребенке воспитывается беспомощность, безынициативность, зависимость.
Американская писательница Эрма Бом-Бек говорила: «Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда меньше всего ее заслуживает». И это действительно так. Не бывает плохих детей — есть дети, которым плохо! ». И негативным поведением ребенок говорит взрослым о том, что ему плохо. А к плохому поведению приводит отсутствие теплых, доверительных, уважительных отношений.
Ребенок, который постоянно слышит, что у родителей нет на него времени, будет искать родственные души среди других людей. А родители, несмотря на затраченные усилия, станут ему чужими. Для ребенка важно, когда родители принимают и любят его такого, какой он есть, выражают заинтересованность его делами, хвалят его, говорят комплименты, ни с кем его не сравнивают. Он должен знать, что взрослые его всегда поддержат.
Помните, что родители — самые близкие и родные для ребенка люди. Выслушать своего ребёнка так, чтобы он и в дальнейшем делился с вами своими мыслями и проблемами, непросто. Искренний интерес, не очерченное никакими рамками время общения и сердечное внимание помогут вам вникнуть во все детские дела и заботы, а детям — почувствовать, что их любят и уважают. Избегайте общения с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или раковине с посудой, смотря телевизор, читая газету, сидя, откинувшись на спинку кресла или лежа на диване.
Советский педагог Василий Сухомлинский писал: «Ребенок не может жить без смеха. Если вы не научили его смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех его будет насмешкой».
У всех родителей в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А случается, что родители сами, применяя радикальные методы воспитания, делают что-то такое, из-за чего им становится стыдно. Никто не застрахован от ошибок. Но в воспитании, как и в других сферах социальной жизни, осознание опыта чужих ошибок дает возможность избежать собственных.
Уважаемые родители! Старайтесь быть для своих детей самыми любимыми, самыми желанными, понимающими и поддерживающими родителями. Поменьше вам ошибок, побольше благодарных детей!
Педагог социальный государственного учреждения образования «Учебно-педагогический комплекс Деревновский ясли-сад-средняя школа Слонимского района» М.А.Токарева