Мастер по изготовлению изделий из лозы Евгений Петрович Утьков рассказал о своем увлечении на открытом заседании любительского объединения «Спадчына».

Подобные встречи проходят в отделе ремесел и традиционной культуры в атмосфере созидания и умиротворения. На них творческие люди знакомятся друг с другом и раскрывают маленькие секреты большого мастерства.

Изделия Евгения Петровича – плетеные вазы, фруктовницы, цветы и корзинки – выполнены в нетрадиционной авторской технике. Каждое изделие родилось из математической схемы, которую кропотливо высчитывал инженер-конструктор с 40-летним стажем.

Лозоплетение — одно из древнейших ремесел, которое зародилось раньше ткачества. Самыми древними из сохранившихся плетеных вещей являются стулья из гробницы известного фараона Тутанхамона. Большим спросом в Беларуси изделия из лозы стали пользоваться в XVIII-XIX веках. Что только не делали! Возводили постройки, изгороди, плели предметы быта, кузова для саней и повозок, мебель, посуду, рыболовные сети и ловушки для птиц и животных.

Евгению Утькову 73 года. Родился он на Могилевщине, в деревне Ланьково Белыничского района. Красота тех мест не давала мальчику покоя. С детства он изучал деревенские пейзажи, подолгу гулял у реки, любовался таинственным болотом и деревьями необычных форм. Все натуральное, от природы приводило его в восторг и рождало в голове творческие замыслы. Евгению было 12, а он уже мастерил клюшки из цельной березы, вырезал лыжи, конструировал санки да коньки и смог возвести небольшую спортплощадку для себя и друзей.  Увлечение предопределило будущее – инженер-конструктор на работе, а дома – ремесленник. Стаж творческий не меньше трудового.

Мужчину увлекало не только плетение из лозы, но и соломоплетение, резьба по кости, рутарий – работа с живописными корягами, и даже скульптура – вырезал бюсты. Евгений Петрович серьезно подходил к изучению природных материалов, посещал выставки народных мастеров и сам, методом проб и ошибок, добивался идеальных форм и аккуратности. Не без помощи расчетов, конечно.

Конструировал уникальные станки, которые помогали изготовить коллеги-токари, изобретал инструменты, экспериментировал. В какой-то момент изделий стало так много, что дома не хватало места для их хранения… И мастерская появилась уже на работе в столице, а заводской интерьер там украсили необычные дизайнерские вещи – так руководство поддержало Евгения Петровича.

Однажды, отдыхая в санатории, он прогуливался по берегу реки и заприметил дерево, поваленное ветром и с торчащими кверху корнями. В голове сразу родился образ змеи. Он вырезал ее, огромную, с массивными изгибами, и поставил в фойе своего корпуса. Директор санатория была благодарна и даже хотела предложить два дня отдыха в подарок. Но Евгений Петрович был больше рад тому, что ему разрешили поработать с таким замечательным деревом и тактично отказался от приятного бонуса.

Изделия из лозы всегда пользовались лучшим спросом, поэтому в какой-то момент Евгений Утьков решил остановиться на «плетенках». Расширил ассортимент – по началу мастер делал лишь вазы – придумал цветы, смастерил фруктовницы, конфетницы, хлебницы разных диаметров и глубины.

Лозу мужчина заготавливает весной-летом. Чистит, сушит и хранит в темном месте. Перед работой лозу замачивает, чтоб она стала более податливой. Плетется изделие по специальной схеме на каркасе. Методика авторская, необычная и все ее тонкости знает только преемник мастера – его зять.

Интересно и оборудование, которое помогает мужчине ускорить производство вещей. Например, для изготовления цветов-одуванчиков из деревянной стружки есть сверлильный вертикальный станок, работающий как большая точилка.

Мастер улыбается. «Кто-то может подумать, что плетение из лозы дело не мужское. Однако уверю в обратном – для процесса нужны сильные руки и выдержка. Женщинам, порой, непросто в этом деле – моя жена «выдержала» только полтора года. Хотя определяющее в любом творчестве, конечно же, желание. Я плетением просто болею», – признается собеседник.

Готовое изделие гладкое, светлое, фактурное, очень изящное и прочное. Для сохранения внешнего вида плетенку достаточно протирать влажной тряпкой.

“Ухо Пушкина”

Евгения Петровича можно увидеть на многих городских праздниках. Его сразу узнают по широкой открытой улыбке – визитной карточке этого оптимистичного, простого в общении и открытого человека. И даже в чем-то уникального – ведь не каждый инженер способен увидеть в голой лозе – корзину, в высохшем пне – вазу, а в извилистой коряге – ухо. И не простого человека, а самого Пушкина! Уверена, творчество Евгения Утькова, пропитанное положительной энергетикой, зарядило позитивом не только участников мастер-класса из «Спадчыны», но и тебя, дорогой читатель.

Елена ЮШКЕВИЧ

Поделиться
Перейти к содержимому