Возведению домов эффективней всего учиться у строителя, как печь хлеб, лучше всего спросить у пекаря, опыт лечения больных стоит перенимать у врача, а если хочется постичь секреты творчества – нужно слушать поэта. Юные журналисты Слонимщины пригласили в гости нашу слонимскую поэтессу Елену Руж, члена Литературного объединения им. А. Иверса, созданного при газете «Слонімскі веснік».

Елена Анатольевна не только талантливый автор, а еще человек с интересной судьбой, великолепный рассказчик и собеседник. Встреча вдохновила юных журналистов на написание интервью.

– Елена Анатольевна, расскажите, как начиналась Ваша творческая биография. Помните свое первое стихотворение?

– Первое стихотворение было написано в 7-8 классе, и как это часто бывает, поводом стала несостоявшаяся первая любовь – с этой темы многие начинают. Стихотворение не осталось в памяти, но хорошо помню, каким открытием стал сам факт, что мои строки ложились под ритм, в словах появлялась музыка. Конечно, это были наивные пробы, которые писались без знания теории стихосложения. Для меня стало очень важным – писать. Очень любила и люблю литературу. Меня всю жизнь сопровождают книги.

– У Вас очень оригинальный псевдоним, как он появился и что означает?

– Псевдоним придумала еще в школе. Мою фамилию – Ржеусская – часто произносили и писали неверно, отчего было очень неприятно. Ведь фамилия важна для каждого человека. Она связывает нас с родом, его историей. Так, мой псевдоним придумался на основе букв фамилии, с небольшой отсылкой на культуру Франции. Многие мой образ, манеру поведения, ассоциируют с «французскостью». Как говорят, я немного нездешняя.

– Когда состоялся Ваш творческий дебют?

– Никогда никому свои ранние стихи не показывала по причине большой стеснительности. Вышла с дебютом в 28 лет благодаря замечательным людям, которых посылала судьба. Они учили меня работать над стихами, рекомендовали литературу, мотивировали для самообразования.

Большую роль в моей литературной биографии сыграла встреча с белорусским поэтом Андреем Скоринкиным. Отдыхала в санатории, где было организовано творческое выступление этого талантливого человека. Эмоции, полученные во время мероприятия, переполняли, и после выступления я подошла к Андрею Владимировичу. Поговорили, он попросил почитать мои стихи. Спросил, есть ли у меня свой читатель. Когда услышал отрицательный ответ, настойчиво посоветовал публиковать стихи, заверил, что читатель обязательно будет. И я рискнула, пришла в газету «Слонімскі веснік». Главный редактор, в то время это была Мария Владимировна Данюк, прочитала стихи, после чего в углу рукописи появился росчерк – «в печать».

Если говорить о людях, которые в начале творческого пути оказали неоценимую помощь, нужно вспомнить собирателя старины, создателя дома-музея «Белорусское местечко» Михаила Ивановича Рылко, открывшего для меня книгу Георгия Шенгели «Техника стиха» (1940-го года издания), и поэта Эдуарда Николаевича Чертополохова. Эдуарду Николаевичу принесла красиво оформленный альбом со своими стихами, чтобы услышать мнение более опытного коллеги. Он вернул мне его с пометками. Намекнул, что в библиотеках есть книги, которые помогут писать более совершенные стихи. Я начала активно изучать теорию стиха. Кстати, альбом переписывала семь раз. Ирина Антоновна Войтко, нынешний руководитель нашего Слонимского литературного объединения им. А. Иверса, всегда меня поддерживала, давала советы и литературного, и житейского характера. Я очень ценю всех людей, встретившихся на моем пути. Это бесценный клад – общение с ними.

– Было ли сложно рассказать людям о себе как о поэтессе?

– Да. Я человек скромный, поэтому было сложно «открывать новые двери». Я сильно волновалась, как меня примут и что будет дальше.

– Каким был следующий этап в жизни поэтессы Елены Руж?

– В 2002 образовалось литобъединение имени Анатолия Иверса. Талантливейший человек, член Союза писателей Беларуси, Иван Лукьянович Сергейчик собрал при газете «Слонімскі веснік» творческую молодежь. Он был для нас хорошим наставником, помогал реализовываться как поэтам и прозаикам. Ивана Лукьяновича часто звали в качестве главного гостя на творческие встречи, а он стал приглашать с собой нас. Школы и библиотеки стали той площадкой, где участники объединения, молодые литераторы Слонимщины, могли быть услышаны, здесь мы знакомили земляков с нашим творчеством. Это был интересный период жизни. Под руководством Ивана Лукьяновича мы постигали уроки литературного мастерства. Он оказал значимую помощь многим молодым людям, ступившим на стезю творчества.

Литературные страницы в районке значительно расширили круг читателей. Мои стихи также печатались в областных и республиканских изданиях: «Маладость», «Неман», «Алеся» и др. Значимым итогом общей работы стал альманах «Пад гукі паланэза» (2005), которым очень горжусь. Знаковым для литературного сообщества Слонимщины стал республиканский праздник «День белорусской письменности», который проходил в 2019 году в нашем городе. К этому событию литобъединение выпустило новый альманах «Старонка». После выступлений на литературной площадке стали крепнуть связи с коллегами по перу из разных регионов страны.

– Где Вы работаете в данный момент?

– Работа у меня очень интересная – методист Слонимской районной библиотеки имени Якуба Коласа. Она непосредственно связана с организацией мероприятий, литературой и книгами, поэтому я попала в свою среду.

– Что вдохновляет на написание произведений?

– Для меня весь мир состоит из образов, звуков, красок, поэтому вдохновение может родиться из самых простых и банальных вещей и сюжетов. Я определила, что в жизни являюсь наблюдателем. Умею замечать прекрасное. Стихи – это мое ощущение жизни.

– Есть любимые произведения?

– Стихи рождаются из пережитых эмоций. Когда пишешь, буквально живешь этими чувствами. И для автора в данный момент именно эти строки – самые значимые и любимые. Спустя время волнуют другие темы – рождается новое стихотворение. И уже оно становится номером один. Как выбрать любимое, если я живу этими чувствами, и они разнообразны?

– Стихи сразу нужно записывать, или должно пройти время, чтобы все как следует обдумать, а уже потом изложить мысли на бумаге?

– Мне когда-то говорили, что первые строки, которые приходят на ум – это как раз и есть вдохновение, они должны стать основой стихотворения. Их очень важно запомнить и записать. А дальше может быть дальнейшая творческая работа.

– Писать стихи труд или удовольствие?

– Насущная необходимость души. Трудом можно назвать процесс работы над стихом, когда шлифуешь каждую строчку. Ведь важно не просто зарифмовать слова, нужно применить литературоведческие знания, поработать над результатом, чтобы написалась музыка, чтобы стихотворение стало красивым, гармоничным, чтобы каждое слово обрело свое место.

– Поделитесь, пожалуйста, последним написанным Вами циклом стихотворений. Историей его создания.

– Одним из последних моих циклов является «Сильная слабая женщина». По совету своих старших товарищей я приняла участие в областном конкурсе рукописей имени Максима Богдановича, попав в номинацию «Открытие года». Собирая материалы, поняла, что более чем за 20 лет на литературных страницах «Слонімскага весніка» было опубликовано очень большое количество моих произведений. Но из неизданных мне удалость сформировать книгу. В процессе подготовки книги поняла, что в этом цикле фигурирует история женщины в современном мире, что и послужило названием для сборника стихотворений «Сильная слабая женщина».

Увидеть мир глазами поэта юным журналистам было очень интересно и точно полезно.

Дарья ШЕВЧУК
Юлия ЯКУТА
Фото юных журналистов и из личного архива Е. Руж

Поделиться
Перейти к содержимому