Своим мнением о Программе с редакцией «ГП» делятся эксперты из разных сфер и отраслей.
– На шестом Всебелорусском народном собрании, которое ознаменует новый этап в жизни нашей страны, будут обсуждаться вопросы как социально-экономического развития, так и общественно-политической жизни страны. Форум станет важным шагом к консолидации белорусского общества, объединит всех граждан, неравнодушных к судьбе нашей общей Родины. Уверена, что мы укрепим наши главные достижения и ценности, сохраним социально ориентированный курс развития, центром которого всегда был и остается человек и главная задача которого– развитие человеческого потенциала.
В проекте Программы социально-экономического развития на 2021–2025 годы, предложенном для обсуждения на Всебелорусском народном собрании, заложены приоритеты развития: счастливая семья, сильные регионы, государство-партнер и интеллектуальная страна, подразумевающая образовательную систему нового типа, способную отвечать на вызовы социально-технологического уклада. Качественное образование предполагает не только высокий уровень знаний и навыков, но и компетенций, отвечающих современным требованиям экономики. Задача– развивать личностный потенциал, формировать у учащихся инновационные навыки, что даст стране новое поколение изобретателей и предпринимателей. Этому будет способствовать обеспечение гибкости и модификации учебных планов, выстраивание индивидуальных образовательных траекторий. Здесь идти нужно от самого ученика, его способностей, потребностей и возможностей. Но творческого ученика может воспитать только талантливый учитель-новатор. Поэтому считаю очень нужным и правильным предложение об исключении практики выполнения учителями несвойственных функций и сокращение документооборота в учреждениях. К слову, эту проблему мы не раз поднимали на совещаниях Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке совместно с представителями Министерства образования. Решение этих вопросов, безусловно, «раскрепостит» наших учителей, деятельность которых излишне регламентирована сегодня. У них появится дополнительный стимул для творчества, и вскоре мы вновь услышим имена педагогов-мастеров, создавших свои авторские методики и методические школы, наших отечественных Амонашвили и Макаренко. Ожидаю, что на народном форуме будет поднят вопрос повышения престижа профессии учителя, формирования в обществе уважения к учителю, который сегодня нередко подвергается жесткой критике со стороны отдельных родителей, как правило, предъявляющих завышенные требования к педагогу, но минимум требований к себе как к родителям. Защита чести и достоинства педагога, несомненно, должна быть гарантирована государством.
Хочу отметить, что особое внимание в проекте Программы уделено информационной безопасности детства, профилактике интернет-зависимости, предполагается реализация программы обучения детей и подростков безопасному поведению в интернет-пространстве. Эти программы уже разрабатываются. Имея опыт педагогической работы, полагаю, они будут включены в предметы «Информатика» и «Основы безопасности жизнедеятельности».Это поможет снизить риски вовлечения подростков в противоправную деятельность, негативное влияние деструктивных интернет-источников, оградит наших детей от серьезных ошибок.
Вопросам молодежной политики, созданию условий для самореализации молодежи, ее огромного интеллектуального, творческого потенциала, деловой активности, воспитанию настоящих патриотов, граждан нашей страны будет уделено пристальное внимание на Всебелорусском народном собрании. Проработав 25 лет с молодежью, убеждена, что мы воспитали много прекрасных талантливых юношей и девушек, активных и ответственных за свою жизнь и судьбу страны. Не все из них умеют анализировать, многие сложно ориентируются в происходящих политических процессах, но они прислушиваются к старшему поколению, они стремятся знать историю, культуру своей страны. И мне кажется, что именно от них зародится наша национальная идея, о которой часто говорят эксперты, политологи и общественные деятели в СМИ, но не находят единства мнений.
Примечательно, что из 300 делегатов на Всебелорусское народное собрание от Гродненской области участие примут 20 молодых людей, которые представляют разные социально значимые инициативы. Поддержка таких инициатив, молодежных, научных, социальных, творческих проектов, стартапов, реализация и популяризация лучших из них, создание молодежных научных объединений и технических центров – те шаги, которые помогут самореализации молодых людей и развитию их потенциала. Мы должны создать условия для равноправного участия молодых людей не только в экономическом, социальном, культурном развитии общества, но и в государственном управлении. Страна нуждается в молодых руководящих кадрах новой формации, поколении специалистов, владеющих необходимыми компетенциями.
Согласно Программе планируется изменить формат итоговой аттестации на III ступени общего среднего образования, ввести национальный государственный экзамен и внутренний экзамен в ВУЗе, который позволит не только оценить знания по профильному предмету, но и то, насколько мотивирован выпускник на получение специальности, увидеть личность молодого человека. В декабре прошлого года нашей Постоянной комиссией был организован круглый стол с участием представителей министерств, общественных объединений, музейной сферы, депутатов Совета Республики, известных политиков, где обсуждались системные подходы в патриотическом воспитании молодежи, вопросы противодействия нацизму и экстремизму. Молодые люди должны гордиться нашей богатейшей историей, чувствовать себя частью единого народа, имея, безусловно, стойкий иммунитет к антигуманной, античеловеческой идеологии.
Духовно-нравственное воспитание через изучение народных традиций, исторического прошлого, культурных ценностей и привитие уважения к религии станут одним из приоритетных вопросов на Всебелорусском народном собрании.Убеждена, что «интеллект», «патриотизм»,«гражданская ответственность»,«нравственные ценности» станут ключевыми словами в выступлении делегатов, представляющих сферу образования.