Формой проведения очередного заседания районного методического объединения учителей-дефектологов пунктов коррекционно-педагогической помощи учреждений общего среднего образования была выбрана квест-игра, что дало возможность развитию творчества в работе учителя-дефектолога, формированию умения организовывать образовательные события в жизни учащихся с особенностями психофизического развития.
Тема квест-игры определялась как «Информационная культура и медиакомпетентность учителя-дефектолога как средство формирования речевой, языковой, коммуникативной и лингвокультурологической компетенций учащихся». Целью квеста было собрать из пазлов определение приоритетного направления развития профессиональной компетенции, соответствующее определению Института инклюзивного образования.
Квест-игра состояла из 5 этапов. При выполнении каждого этапа участники получали пазл с частью определения приоритетного направления развития профессиональной компетенции учителя-дефектолога. Маршрутный лист с заданиями был вывешен на доске.
На первом этапе «Страна медиаобразования логопеда» учителя-дефектологи должны были соотнести изображения справочных и библиографических, интернет-изданий по логопедии с их названиями. Чтобы помочь коллегам выполнить задание, учитель-дефектолог Т.О. Мистерович, исходя из своего опыта работы, ознакомила с составом продуктивных информационных ресурсов по логопедии, что способствовало формированию у педагогов рациональных приемов и способов поиска информации в соответствии с профессиональными потребностями.
На втором этапе «Дорога просвещения родителей» учитель-дефектолог М.М. Кодик презентовала свой опыт работы по взаимодействию с родителями.
Задание третьего этапа «В гостях у речевых компетенций учащихся» – заполнить пропуски в самоанализе коррекционного занятия. Для этого педагоги посмотрели открытое коррекционное занятие учителя-дефектолога Т.В. Парфенчик, которое отличалось соблюдением концептуальных основ, грамотным использованием электронных средств обучения, сохранением принципов обратной связи, использованием нейропсихологических приемов коррекции нарушений развития учащихся.
На четвертом этапе «Мастерская образовательного события» логопеды посетили авторскую мастерскую «Веб-квест – площадка развития метапредметных и личностных компетенций в условиях семьи и школы». Под руководством руководителя РМО М.А. Смураги, учителя-дефектолога, составили макеты будущих веб-квестов.
На заключительном этапе педагоги собрали из пазлов и ознакомились с приоритетным направлением развития профессиональной компетенции по мнению Института инклюзивного образования. Учителя-дефектологи пришли к выводу, что в фокусе внимания современного логопеда должно быть деятельностное содержание, обеспечивающее позитивное изменение качества методического опыта, переход от усвоения методических знаний и инструкций по их применению к самостоятельному созданию, адаптации методических средств с учетом определенных условий и потребностей участников образовательного процесса.
Мария Смурага, магистр педагогических наук, учитель-дефектолог государственного учреждения образования «Средняя школа № 4 имени П.И. Батова г. Слонима», руководитель РМО