Он подчеркнул, что в этом направлении сделано немало: работа по обращению граждан законодательно урегулирована, внедрен принцип работы «одно окно», который позволяет обратиться в государственный орган один раз с минимальным пакетом документов, выстраиваются цифровые платформы для работы с гражданами, через СМИ, включая электронные, а также социальные сети, граждане получают максимальную информацию о жизни страны и конкретного региона. Люди могут обратиться на прямые телефонные линии, которые проводятся на регулярной основе, на приемы к представителям власти любого уровня.
«Работа эта налажена, обращения рассматриваются. Но не всегда вовремя и в полном объеме. Имеют место случаи, когда люди ждут обещанного долгое время. Хочу всех предупредить: не нужно давать невыполнимых обещаний. Надо уметь сказать слово «нет» там, где для этого есть основания, и объяснить, почему. Но если пообещали — надо делать», — отметил глава области, обращаясь к участникам заседания.
Он также обратил внимание, что Директива №2 подразумевает не только работу с обращениями граждан. «Обращения граждан — это связующее звено между государственными органами и людьми. Из них мы узнаем как о проблемах как отдельных людей, так и целых коллективов, хоть мы и сами являемся частью этого общества и должны знать о тех проблемах, которые волнуют людей», — отметил Алексей Кушнаренко.
Не менее важными, по его словам, при рассмотрении реализации Директивы №2 являются и такие вопросы, как осуществление административных процедур, деятельность СМИ, в том числе освещение в них работы с населением, налаживание обратной связи, а также работа депутатского корпуса.
Управляющий делами облисполкома Татьяна Шевцова отметила, что в 2024 году в Минский облисполком поступило порядка 7,5 тыс. обращений граждан, что на 20% больше, чем в 2023 году. «В первом квартале снижение (количества обращений. — Прим. БЕЛТА) составляет 10%. Прошлогодний рост связан с политическими процессами, которые происходили в стране: граждане активно обращались, желая улучшить вопросы своего жизнеобеспечения. Это все объективно. Если говорить о тематике, то большое количество обращений связано с работой ЖКХ. Однако за прошлый год удельный вес их снизился на 8%: люди стали меньше жаловаться на качество водоснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами. В этой отрасли делается немало», — рассказала Татьяна Шевцова.
Не теряют актуальности для людей и вопросы землеустройства. «Также ежегодно мы готовим перечень вопросов, которые находятся на контроле облисполкома. Есть обращения, которые остаются в таком статусе с 2018-2019 года. Все они требуют длительного разрешения, как изготовление ПСД, выделение дополнительного финансирования. Но то, что попадает на данный контроль, то в конечном итоге выполняется», — заверила управляющая делами.
В прошлом году в Минский облисполком поступило 2,6 тыс. обращений, касающихся работы жилищно-коммунальной отрасли. «Примерно 17% были связаны с оказанием основных услуг ЖКХ, как техобслуживание и текущий ремонт жилфонда, водоснабжение. Еще одна тема — вопросы благоустройства населенных пунктов, таких вопросов было 1,2 тыс., из них 67% касались обустройства улично-дорожной сети», — рассказал генеральный директор ГО «ЖКХ Минской области» Юрий Кукашук.
Он отметил, что если в 2022 году в Минской области выполнили ремонт около 800 тыс. кв.м ремонта дорог, то в 2024 уже 1,5 млн. Предприятия ЖКХ делают акцент на благоустройство дорог в агрогородках. В текущем году здесь будет отремонтировано более 375 тыс. кв.м ремонта улично-дорожной сети. «На 2025 год запланирован текущий ремонт около 200 дворовых территорий. Информацию о всех объектах найти на сайтах исполкомов», — сказал Юрий Кукашук.
Связующим звеном между избирателями и властью являются депутаты, которые на постоянной основе изучают мнения на местах, а также оказывают помощь в решении актуальных вопросов.
«Депутаты Палаты представителей Национального собрания (а Минскую область в ней представляют 17 человек) активно вовлечены в эту работу. За прошлый год нами принято порядка 1,5 тыс. обращений граждан. В первом квартале текущего года — около 400. Они совершенно разные, но в приоритете находятся те, в которых содержатся предложения об изменении законодательства. В частности, мы активно отрабатывали обращения педагогов, которые поступали на протяжении двух лет с момента вступления в силу Кодекса об образовании. Корректировки в документ вносились в том числе с учетом данных обращений», — рассказал заместитель председателя постоянной комиссии депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по законодательству Андрей Лис.
Он также подчеркнул, что хотелось бы, чтобы многие вопросы решались на местном уровне и люди всегда могли озвучить то, что их волнует именно тому, в чью зону ответственности входит вопрос.
«В марте прошлого года обратился тракторист Узденского райагросервиса, которому отказали в приватизации занимаемого жилого помещения. Вопрос мы оперативно решили. Много вопросов, например, по водоснабжению. Несколько лет решался вопрос о передаче скважины в деревне Рахманьки Минского района от Минской ПМС Минскому водоканалу. Обращение к депутату послужило толчком к решению проблемы и жители получили доступ к качественному водоснабжению», — рассказал Андрей Лис.