Как мотивировать детей учиться или как объяснить, зачем в школе учиться рисовать, если ребёнок хочет стать пилотом. Согласно опросам, современные дети стали всё раньше и раньше терять мотивацию к обучению.
Вот некоторые приёмы:
1. Поставьте цель. Пусть это будет профессия мечты — интересная, творческая, высокооплачиваемая, играющая яркими красками и сплошным счастьем. Проговорите задачи для достижения этой цели: начальная школа, средняя школа, подготовительные курсы, университет, возможно, какие-то дополнительные занятия (английский язык, актёрское мастерство, танцы и так далее).
2. Объясните законы и устройство системы образования. На пути будет много таких, на наш взгляд, ненужных шагов, и, так как обойти мы их не сможем, нет смысла каждый раз сокрушаться на этот счёт.
3. Не делайте уроки вместе, если не просят о помощи. Мы, родители, не являемся компетентными педагогами или репетиторами для собственного ребёнка, так как элементы бессознательного невозможно исключить из процесса обучения. Зачастую попытки учить своих детей заканчиваются скандалами и криками. Также не собирайте за ребёнка рюкзаки, папки, одежду для физкультуры — настал момент учиться самостоятельности и нести ответственность за рассеянность или забывчивость.
4. Научите ребёнка учиться самостоятельно. Помогайте ему только в случае, если к вам обратились за помощью.
5. Покажите алгоритм поиска информации. Лучше сделать это, отвечая на поставленный вопрос: через учебник, книгу, интернет-ресурсы.
6. Делитесь лайфхаками. Как выучить стихотворение — прочитать с выражением, представляя, что вы на сцене; как запомнить английские слова — исписать словом две-три строчки в тетради или играть в учительницу, объясняя новую тему.
7. Обсуждайте прочитанное, интересуйтесь мнением, делитесь своим. Причём мнением полезно интересоваться не только в рамках учёбы, но и в обыденной жизни. Ребёнка важно воспринимать всерьёз, демонстрируя его значимость.
8. «Делай что должен, и будь что будет!». Не столь важны оценки, сколько вопрос подготовки к контрольной, экзамену или уроку. Решение любой задачи предполагает усилия и труд. Это и в школе, и в жизни. Пусть ребёнок задаст себе вопрос накануне, сделал ли он всё от него зависящее.
9. Замечайте достижения, демонстрируйте веру в возможности. Делайте это, сравнивая ребёнка с ним прежним. Мотивируйте настойчивость в преодолении трудностей: почерк улучшился, стало меньше ошибок, улучшилась память.
10. Предоставляйте свободу выбора. Делать или не делать уроки, ходить или не ходить в школу — это выбор ребёнка.
Ну и главное — будьте честными и принимайте ребёнка таким, какой он есть, ведь родительская любовь безусловная, и пусть наши дети об этом знают!
Психолог отдела общественного здоровья Е.И. Буглак

Поделиться
Перейти к содержимому