В Беларуси вступили в силу основные нормы Декрета № 7 “О развитии предпринимательства”. В части, относящейся к компетенции Минприроды, были приняты некоторые изменения. Подробнее о них расскажет начальник Слонимской городской и районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды И.М. Ширковец.
– Иван Михайлович, какие общие требования утверждены Декретом № 7, который вступил в силу 26 февраля 2018 года?
– Декретом утверждены общие требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические требования, требования в области охраны окружающей среды и ветеринарии к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и эксплуатации капитальных строений, изолированных помещений и другие.
– Какие изменения внесены в природоохранные требования?
– Изменения были внесены в ряд требований в области обращения с отходами производства, в области воздействий на атмосферный воздух, водопользования, локального мониторинга и иные. Эти требования максимально систематизированы и сокращены. Они будут являться обязательными для соблюдения всеми субъектами при осуществлении экономической деятельности. При этом сохраняется минимально необходимый уровень контроля со стороны государства.
– Подробнее остановитесь на изменениях природоохранных требований в области обращений с отходами производства.
– В области обращения с отходами производства индивидуальные предприниматели и микроорганизации (макроорганизации, зарегистрированные в Республике Беларусь, – коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно) освобождаются от обязанности назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с этими отходами; разрабатывать либо утверждать инструкции по обращению с отходами производства и нормативы образования таких отходов, вести учет и проводить их инвентаризацию. Все субъекты хозяйствования вправе осуществлять перевозку отходов (за исключением опасных отходов и грузов, которые перевозятся в соответствии с требованиями международных договоров) без сопроводительного паспорта перевозки отходов производства.
– Как изменились природоохранные требования в области воздействия на атмосферный воздух?
– В области воздействий на атмосферный воздух все субъекты хозяйствования, осуществляющие экономическую деятельность, включенную в Перечень, освобождаются от обязанности разрабатывать проекты нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, если согласно акту инвентаризации суммарные валовые выбросы составляют три тонны и менее в год или валовые выбросы загрязняющих веществ 1-го класса опасности составляют десять килограммов и менее в год. Получать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексное природоохранное разрешение в таком случае также не требуется.
– Хочется узнать также об изменениях в области водопользования и локального мониторинга.
– Индивидуальные предприниматели и микроорганизации, осуществляющие экономическую деятельность, включенную в Перечень, освобождаются от обязанности разрабатывать индивидуальные технологические нормативы водопользования, если они осуществляют водопользование (водопотребление и водоотведение) только посредством систем водоснабжения и канализации населенных пунктов.
Индивидуальные предприниматели и микроорганизации, осуществляющие экономическую деятельность, включенную в Перечень, освобождаются от обязанности проводить локальный мониторинг окружающей среды, объектами которого являются поверхностные, подземные и сточные воды, а также выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Следует обратить внимание на то, что обязанность проведения локального мониторинга окружающей среды для иных субъектов хозяйствования не отменяется.
– Какие меры могут быть применены к руководителю юридического лица, который не выполнит необходимые требования данного законодательства?
– В случае непринятия руководителем юридического лица необходимых мер по надлежащей организации деятельности этого юридического лица в соответствии с установленными законодательством требованиями, повлекшее причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, если в этом деянии нет состава иного административного правонарушения или состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 200 базовых величин.
– На что следует обращать особое внимание субъектам хозяйствования?
– С 26 февраля 2018 г. расширены права субъектов хозяйствования (юридические лица и индивидуальные предприниматели) в части сноса неиспользуемых объектов. Решение о сносе неиспользуемых объектов принимают местные исполнительные и распорядительные органы базового территориального уровня, в котором определяется необходимость разработки проектной документации.
Субъекты хозяйствования, планирующие снос неиспользуемых объектов, согласовывают с местными исполнительными и распорядительными органами базового территориального уровня (т.е. городскими и районными исполкомами) порядок, способ сноса неиспользуемого объекта, порядок обращения с материалами и отходами, образующимися при сносе неиспользуемого объекта, включая возможность их передачи населению, крестьянским хозяйствам и иным организациям, а также использования для рекультивации карьеров, выполнения работ по вертикальной планировке нарушенных земель, в том числе в месте производства работ по сносу неиспользуемого объекта, для подсыпки оснований дорог, в качестве изоляционных слоев на объектах захоронения отходов. Также согласовывается порядок восстановления плодородия нарушенных земель и вовлечения их в хозяйственный оборот.
Следует иметь в виду, что в случае, когда требования иных нормативных правовых актов противоречат нормам Декрета № 7, то применяются нормы Декрета № 7.
– Расскажите, пожалуйста, каким образом в настоящее время осуществляется выдача разрешений на хранение и захоронение отходов производства индивидуальным предпринимателям и микроорганизациям?
– С 26 февраля 2018 года индивидуальные предприниматели и микроорганизации для получения разрешения на хранение и захоронение отходов производства, внесения изменений и (или) дополнений в такие разрешения, выдачи их дубликатов предоставляют в территориальные органы Минприроды заявки на хранение и (или) захоронение отходов производства по установленным формам и расчет годового количества образования отходов производства на основании нормативов образования отходов производства, а также акта инвентаризации отходов производства, оформленного по установленной Минприроды форме и копии инструкции по обращению с отходами производства организации (индивидуального предпринимателя).
Формы заявок утверждены постановлением Минприроды от 22 октября 2010 года №44 “О некоторых мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2010 г. № 1104”.
Показатели нормативов образования отходов производства установлены в Приложении Ж экологических норм и правил (ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 “Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности”).
Рекомендуемые дифференцированные нормативы образования коммунальных отходов на расчетную единицу указаны в Приложении 2 к Правилам определения нормативов образования коммунальных отходов, утвержденным постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды 27 июня 2003 года № 18/27.
Алина ЧЕРНЫШ